Медицинская акмеология

План

1. Медицина и акмеология.

2. Сущность медицинской акмеологии.

3. Основные категории, понятия медицинской акмеологии.

4. Медицинское обеспечение акмеологического процесса.

5. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества.

6. Выводы.

Ключевые слова: медицина, медицинская акмеология, медицинское обеспечение акмеологического процесса, психическая устойчивость специалиста, профессиональное здоровье, профессионализм медицинского работника.

медицина – система наук, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение заболеваний;

медицинская акмеология – наука о достижении профессионализма в труде медицинского работника, медицинском обеспечении акмеологического процесса (процесса личностно-профессионального развития человека);

медицинское обеспечение акмеологического процесса – система мероприятий, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление психической устойчивости, профессионального здоровья, достижение профессионального долголетия;

- психическая устойчивость специалиста – уровень развития и гармоничность проявления волевых, эмоциональных, интеллектуальных и личностно-профессиональных качеств специалиста, определяющих его способность успешно выполнять задачи профессиональной деятельности;

- профессиональное здоровье – качество жизнедеятельности специалиста, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию факторов профессиональной среды, обеспечиваемое достаточным для выполнения определенного вида профессиональной деятельности функциональным резервом организма, проявляющееся состоянием работоспособности, физического и духовного благополучия;

- профессионализм медицинского работника – интегральная психологическая характеристика личности специалиста, сочетание психологических качеств, обеспечивающих эффективное, экологичное решение им профессиональных задач сохранения и укрепления здоровья человека.

Медицина и акмеология

Медицина, как система наук, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней, и акмеология, усилия которой направлены на личностное и профессиональное развитие, совершенствование человека, тесно взаимосвязаны.

Обычно мы говорим о медицинском аспекте в акмеологии, когда речь идет о влиянии состояния здоровья на процесс личностного и профессионального развития, достижение акме.

В свою очередь, в медицине в последние годы используются современные достижения акмеологии – психолого-акмеологическое сопровождение на этапе последипломной подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений, методики оценки и самооценки уровня профессионализма руководителей лечебно-профилактических учреждений и т. д.

Процесс взаимодействия акмеологии и медицины носит взаимопроникающий, взаимодополняющий характер как процесс взаимодействия элементов системы, функционирующей во благо человека.

Уникальные особенности акмеологии: ее интегративный характер, методологические принципы – комплексный, системный и субъектный подходы, принципы развития и гуманизма – предоставляют возможность использования достижений медицины для решения акмеологических задач совершенствования человека, достижения им более высоких ступеней в личностном и профессиональном развитии.

Медицина по своей сути акмеологична, так как ее основная цель – здоровье человека. Телесное, психическое, профессиональное здоровье, проявляющееся состоянием работоспособности, физического и духовного благополучия, и есть наиболее желаемое, совершенное, оптимальное для каждого человека состояние.

Возможность осознать характер взаимодействия медицины и акмеологии предоставляют исследования знаменитых отечественных ученых медиков Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, а также комплексные междисциплинарные исследования человека учеными психологической школы Б.Г. Ананьева.

В статье "Вопросы жизни" Н.И. Пирогов отмечал, что для воспитания специалистов-хирургов необходимо уделять внимание нравственным, этическим и профессиональным началам, при этом нравственное начало занимает первостепенное значение.

В.М. Бехтерев стремился построить естественно-научное психологическое учение, на практике стремился реализовать идеи комплексного подхода к изучению человека.

Б.Г. Ананьев и его ученики исследовали индивидные, личностные, субъектно-деятельностные особенности человека в процессе его развития, интегрируя все эти аспекты в индивидуальности, используя математические методы обработки данных. В результате они эмпирически обосновали теоретические представления об индивидуальности как конкретном воплощении психобиосоциальной целостности человека.

Используя эти важнейшие научные данные, а также один из ведущих общеметодологических принципов акмеологии – системный подход, сегодня мы можем говорить о том, что человек – это открытая психобиосоциальная система.

Данная система подвержена воздействию поступающих внутрь организма веществ, постоянно взаимодействует с раздражителями внешней среды. Как результат взаимодействия элементов системы возникает важное системное качество человеческого организма – гомеостаз, необходимый для сохранения системы. "Акме" также является системным качеством, возникающим как результат сложного взаимодействия трех основных групп элементов системы: психических, биологических, социальных.

Состояние биологических и психических элементов в аспекте соответствия их показателям профессионального здоровья можно рассматривать как медико- акмеологические условия и факторы.

Что касается группы социальных элементов, то их влияние на процесс "рождения" акме как интегративного системного качества человека – психобиосоциальной системы очевидно. Ухудшение социальных условий жизни неотвратимо приводит к возникновению целой группы социально обусловленных заболеваний (например, туберкулеза, его генерализованных форм). Обогащенная социальная среда, достаточный жизненный уровень в значительной степени благоприятны для экспрессии генов способностей человека в тот или иной период его жизни.

Тесная взаимосвязь психического, биологического и социального в природе человека подтверждается также исследованиями С. Л. Рубинштейна, который особое внимание уделял анализу детерминации психических процессов. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул теорию, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, создал концепцию психического как процесса, сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Известны также психосоматические и соматопсихические реакции и патологические состояния, которые, в свою очередь, зависят от характера средовых влияний.

Сущность медицинской акмеологии

Своевременно и актуально констатировать, обозначить протекающий в сегодняшней действительности процесс взаимодействия медицины и акмеологии, изучить его характерные особенности и, по возможности, направить его в желательном для акмеологии и медицины направлении.

Медицинская акмеология – наука о медицинском обеспечении акмеологического процесса – процесса личностно-профессионального развития человека, а также о достижении профессионализма в труде медицинского работника.

Предметом медицинской акмеологии является изучение механизмов, закономерностей достижения специалистом-медиком вершин в профессиональном и личностном развитии; методов сохранения, укрепления, восстановления психической устойчивости, профессионального здоровья, достижения профессионального долголетия.

Цель медицинской акмеологии отражает взаимодополняющий характер акмеологии и медицины, она двуедина:

1. Сохранение, укрепление, восстановление психической устойчивости, профессионального здоровья, достижение профессионального долголетия;

2. Оптимизация процесса совершенствования медицинского работника в его личностном и профессиональном развитии.

Цель достигается использованием профессиональных навыков врачей-акмеологов, медицинских психологов, психотерапевтов, знакомых со спецификой профессиональной деятельности в сфере здравоохранения, работающих в системе медицинского обеспечения акмеологического процесса – на кафедре акмеологии, центрах "Профессиональное здоровье", реабилитационных центрах.

Основные категории, понятия медицинской акмеологии

Основными, базовыми понятиями медицинской акмеологии являются "психическая устойчивость специалиста", "профессиональное здоровье", "профессионализм медицинского работника".

Психическая устойчивость специалиста – уровень развития и гармоничность проявления волевых, эмоциональных, интеллектуальных и личностно-профессиональных качеств специалиста, определяющих его способность успешно выполнять задачи профессиональной деятельности.

Профессиональное здоровье – качество жизнедеятельности специалиста, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию факторов профессиональной среды, обеспечиваемое достаточным для выполнения определенного вида профессиональной деятельности функциональным резервом организма и проявляющееся состоянием работоспособности, физического и духовного благополучия.

В данном случае используется концепция профессионального здоровья В.А. Пономаренко, разработанная в авиакосмической медицине. Данная концепция ориентирует не на диагностику изменений в состоянии здоровья и установление диагноза, а на оценку функциональных резервов организма здорового человека на донозологическую диагностику. Такой подход базируется на свойстве организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы (обеспечивающие работоспособность) и на способности к восстановлению рабочего состояния в соответствии с объемом и видом профессионального труда.

Для медицинской акмеологии важна не только донозологическая, но и нозологическая диагностика, так как очень часто акме профессиональное и соматическое не совпадают во времени. Достижение профессионального мастерства нередко происходит на фоне сформировавшегося множества хронических заболеваний. В этом случае актуализируется необходимость медицинского обеспечения акмеологического процесса с целью оптимального использования физиологических ресурсов организма, их возможного наращивания для достижения профессионального долголетия.

По П.А. Флоренскому, неверно искать в некотором целостном процессе одну вершину. Расцвет некоторого процесса представительствует за целый процесс, но это представительство символично. В этой связи важно для медицинского акмеолога в каждом конкретном случае изучить весь акмеологический процесс с учетом временной характеристики, направить свои усилия для максимально возможного сближения во времени акме в психической, биологической и социальной презентации индивидуальности специалиста.

Профессионализм медицинского работника – интегральная психологическая характеристика личности, сочетание психологических качеств, обеспечивающих продуктивное решение профессиональных задач – сохранение, укрепление здоровья человека, продление него жизни, предупреждение и лечение заболеваний.

Развитие, совершенствование специалиста-медика медицинская акмеология ориентирует на достижение более высоких уровней продуктивности, эффективное решение профессиональных задач. Достижение вершин профессионализма происходит не "любой ценой", а экологично для организма специалиста, в рамках нравственных норм, без ущерба для окружающих.

С этой целью разрабатываются и применяются акмеологические технологии – программы способов (методов) продвижения медицинского работника к вершинам личностной и профессиональной зрелости.

Медицинское обеспечение акмеологического процесса

Одной из главных задач медицинской акмеологии является медицинское обеспечение акмеологического процесса – система мер, практическая деятельность, направленные на сохранение, укрепление, восстановление психической устойчивости специалиста, профессионального здоровья, достижение профессионального долголетия.

Выполнение этой задачи медицинской акмеологии достигается усилиями врачей-акмеологов, медицинских психологов, психотерапевтов, работающих в учреждениях, организациях системы медицинского акмеологического обеспечения. Их усилия направлены на оптимальное использование функциональных ресурсов организма специалиста, их сбережение и восстановление. Для этого разрабатываются медико-акмеологические технологии – программы способов (методов), экологичной, оптимальной реализации, сохранения, восстановления функциональных резервов организма в процессе личностного и профессионального развития с помощью медицинских акмеологических техник – конкретных приемов.

Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний - и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью – здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива – сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

Резюме

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

Список литературы

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Лекции по курсу "Акмеология профессионального здоровья государственных служащих". М.: РАГС, 1999.

Пономаренко В.А. К атегория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине // Космическая биология. 1990. № 3.

Секач М.Ф. Психическая устойчивость руководителя. М., 1997.

Храпик В.А. Взгляд врача на процесс взаимодействия медицины и акмеологии // Акмеология. 2002. №1.

© Храпик В.А., 2002


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: