Ибн Абдульбарр сказал: «Благовоспитанный ученый не притязает на то, что знает плохо, и не хвалится тем, что знает хорошо, если в этом нет нужды, как был вынужден это сделать Йусуф, мир ему, когда сказал (правителю Египта:
Поставь меня над хранилищами (твоей) земли, ибо я знаю (, как следует) хранить («Йусуф», 55).
Потому что рядом с ним не было никого, кто знал бы то, чего он достоин, воздал бы ему хвалу за его заслуги и справедливо предоставил бы то, что ему причитается. И Йусуф, мир ему, решил, что если кто-то другой из его современников займет это место, то не сможет выполнить всех своих обязанностей по отношению к Великому и Всемогущему Аллаху должным образом, и Йусуф, мир ему, старался добиться этого, лишь стремясь к установлению истины, насколько представлялось возможным. В подобных обстоятельствах знающий человек может восхвалить самого себя и обратить внимание других на свое положение, и его слова станут рассказом о милости, дарованной ему его Господом, и выражением благодарности Ему за это.
|
|
Разъясняя слова Йусуфа, мир ему, в вышеупомянутом аяте: «Поставь меня (распорядителем) сокровищниц этойземли, ведь я поистине хранитель знающий», аль-Куртуби сказал: «Этот аят указывает также на то, что человек может просить для себя какую-либо работу, если он ее достоин… А также он указывает на то, что человек может приписывать себе знание и заслуги, которыми он действительно обладает… Аль-Маварди сказал: «Это относится не ко всем без исключения качествам человека, а касается лишь тех случаев, когда это представляется уместным или принесет (этому человеку) реальную пользу. Во всех же остальных случаях это недопустимо, т.к. может оказаться бахвальством и лицемерием. Если же вместо этого его оценит кто-нибудь другой из числа уважаемых людей, то это будет более подобающим для него. Йусуф же был вынужден прибегнуть к (упоминанию о своих достоинствах), если учесть то, что ему пришлось пережить ранее, и то, что он желал вернуть свою семью».[41]
7. Основные признаки искренности в поисках знания [42]
Ты не должен завидовать тем, кто также приобретает знание. Сюда же можно отнести слова имама ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, который говорил о благовоспитанности учителя: «Он не должен обижаться на своего ученика, если тот учится у кого-то еще. И это беда, постигающая невежественных учителей из-за их глупости и недобрых намерений, и это явное свидетельство того, что они обучают не ради лика Аллаха».[43]
Ты должен признавать свои ошибки, (исправляя их), и открыто заявлять об этом, если это необходимо.
Ты не должен пренебрегать использованием знания того, кто младше, или человека, более низкого по своему положению.
|
|
Ты не должен торопиться выносить фетвы (решения по религиозно-юридическим вопросам), т.к. человек, испытывающий в душе страх перед Аллахом, боится ошибиться, поспешно вынося решение.
Ты не должен притязать на то, что знаешь плохо, и не хвалиться тем, что знаешь хорошо. Малик ибн Динар сказал: «Если раб (Аллаха) приобретает знание с тем, чтобы использовать его, то приобретенное знание улучшает его (нрав), если же он приобретает знание для иных целей, то оно делает его еще более порочным и высокомерным».
Ты должен иметь искреннее намерение применять приобретаемое тобой знание. Абу аль-Валид ат-Тайалуси сказал: «Они желают собрать лишь как можно больше хадисов, а кто боится Аллаха, тому достаточно и малого их числа. Кто-то из них собирает целые сборники хадисов и т.д., и т.п., чтобы обратить взоры людей к себе».
Ты должен переживать, если упустишь какое-то дело, так же, как переживаешь по поводу упущенного тобой знания или если ошибешься в каком-либо из его вопросов. Один поэт сказал:
Мы не любим ошибок, что в словах произносим,
Но ошибки в делах нам не в тягость.[44]
Ты не должен обращать внимания на похвалу людей в свой адрес и стремиться к этому.
Если ты узнаешь о заблуждении одного из ученых, то не должен злорадствовать, считая, что это умаляет его достоинство, но должен радоваться, если он исправит ошибку и установит истину. Ведь справедливый человек почти уверен в том, что у каждого имама есть ошибки и заблуждения, особенно у тех, кто много делает.[45]
Абсолютной искренностью можно назвать то, о чем говорил имам ан-Навави и что также является одним из его признаков: «Не запятнать свое знание и свои занятия с людьми чем-то подобным желанию выгоды, которую он может получить от ученика в виде услуги, денег и др. даже в небольшом количестве, даже в виде подарка, который он не подарил бы ему, если бы не занимался у него».[46]