double arrow

Опасность слов, сказанных об Аллахеи Его посланнике без знания

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах, хвала Ему, запретил ссылаться на Него при вынесении фетв и судебных решений, не имея на то знания, сделав подобный поступок не только одним из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал:

Скажи: «Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и все греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялись вы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, и чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!» («Преграды», 33).

В этом аяте Аллах делит все запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная с того, что запрещено менее строго, – мерзких поступков. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое… А четвертым упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее, – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, атрибутов и деяний, а также относительно Его религии и законоположений».

В другом месте Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах высказал свое порицание тем, кто разрешает или запрещает в Его религии что-либо от себя, не имея на то доказательств, ниспосланных Аллахом. Всевышний сказал:

И не говорите о лжи, слетающей с языков ваших: «Это дозволено, а это запретно»[219], чтобы не возводить ложь на Аллаха («Пчелы», 116).

Один из предшественников сказал: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах разрешил то-то, Аллах запретил то-то», – чтобы не сказал Аллах (в ответ): «Ты солгал. Я не разрешал это, и не запрещал это». Т.е. (следует остерегаться) разрешать или запрещать что-либо, основываясь только на собственном мнении и не имея на то доказательств от Аллаха и Его посланника…».[220]

Малик сказал: «Никто из тех, кто повелевал людям, а также из тех, кто жил до нас, и я никогда не видел, чтобы те, у кого я беру пример, говорили о чем-либо: “Это дозволено, а это запрещено”. Они не осмеливались на это, а только говорили: “Это нежелательно, мы считаем это хорошим, это необходимо, мы так не считаем”.

Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Для человека лучше жить, оставаясь невеждой, чем говорить об Аллахе то, чего он не знает».

Аль-Асма‘и спросили о хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

إِنَّهُ لَيُغَانُ عَلَى قَلْبي

«Поистине, сердце мое окутывается» [221]. «Что означает «окутывается?». Он ответил: «Если бы эти слова были сказаны не пророком, да благословит его Аллах и приветствует, то я бы объяснил их, но я не осмеливаюсь объяснить сказанное пророком, да благословит его Аллах и приветствует».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: