Предельная норма замещения

Делая выбор между двумя, тремя и большим числом товаров, люди идут на компромиссы. Потребитель готов отказаться от нескольких единиц товара Х, чтобы получить одну единицу товара Y. Для количественного определения объема одного товара, которым потребитель готов пожертвовать ради другого, используется мера, названная предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения товара Х товаромY представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х.

Например, предельная норма замещения в точке С (рис.15) выражается как - (DYС: DХС)и равна абсолютному значению тангенса угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке. При движении вдоль кривой безразличия от набора А к точке Е отмечаем снижение предельной нормы замещения (поскольку, чтобы получить одну единицу товара Х, потребитель готов отказаться от DYв единиц товара Y в точке В, от DYС единиц товара У – в точке С, от DYD единиц товара У – в точке D и при этом DYВ > DYС, а DYС > DYD) и уменьшение угла наклона касательной к кривой безразличия.

Рис.15. Предельная норма замещения

Семейство кривых безразличия дает описание личных предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и услуг, однако предпочтения не объясняют полностью поведение потребителя, поскольку на индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: