Общее благосостояние и роль государства в его повышении

Целью развития общественного производства является, в конечном итоге, достижение благосостояния общества. Общественное благосостояние находит отражение в таком понятии, как уровень жизни.

Уровень жизни – совокупность условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга), устойчиво обеспечиваемых при достигнутом уровне общественного производства. Уровень жизни зависит от развития производительных сил общества, их соответствия формам хозяйственной деятельности, а также определяется такими субъективными моментами, как система принятых в обществе жизненных стандартов, вкусы, субъективные оценки людей и другие психологические факторы. Уровень жизни – многогранное понятие и характеризуется комплексом показателей. Общее представление об уровне жизни в стране дает такой показатель, как валовой национальный продукт в расчете на душу населения, а также национальный доход на душу населения, показатель реальных доходов населения (глава 10). Помимо этих показателей для характеристики уровня жизни используются также общий объем товаров и услуг, структура потребления, продолжительность жизни, время работы и свободное время, показатели образования, здравоохранения, культуры, спорта. Уровень жизни характеризуют также стабильность развития страны, социальные гарантии населению со стороны общества, показатели занятости населения, инфляции.

Однако следует иметь в виду, что данные критерии характеризуют уровень жизни народа в целом обобщенно и не дают картины благосостояния по отдельным слоям населения.

Более широкое содержание понятия уровня жизни населения имеет показатель качества жизни.

Качество жизни выражает степень развития и полноту удовлетворения потребностей людей. Качество жизни включает в себя состояние экономической, природной и социальной сторон общества в целом и отдельного человека, духовную сферу жизни, юридические и политические условия жизни.

Для оценки качества жизни ООН применяет совокупность следующих показателей: доходов на душу населения, здравоохранения, образования, продолжительности жизни. Это так называемый индекс развития. Он представляет собой комбинированный показатель, который учитывает внутренний валовой продукт на душу населения, продолжительность образования и ожидаемую продолжительность жизни. По индексу развития Россия занимала 60 место в 2002 г. Возглавляют список традиционно, из года в год, Норвегия, Швеция, Канада. Замыкает - Сьерра-Леоне; США - на шестом месте. Большинство стран Западной Европы занимают первые двадцать мест.

Несмотря на незавидное 60 место, по мнению специалистов ООН, у Россия совсем неплохие позиции. В стране снижается количество людей, не имеющих современного водоснабжения, страдающих от нищеты и голода.

Нетрудно убедится, что и уровень качества жизни зависит от развития экономики государства. Но кроме этого объективного фактора важное значение имеют и субъективные факторы, такие, как принятые в обществе жизненные стандарты, вкусы и субъективные оценки людей, их предпочтения и поведенческие факторы.

Оценивая уровень и качество жизни общества, следует также учитывать, что эти понятия определяют ориентирующие усредненные показатели и не отражают дифференциации уровня жизни и наличия бедности, которые возникают в результате действия таких факторов, как различия в собственности, оплате труда, личных качествах людей, образовании и подготовке.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое доходы и какие виды доходов вы знаете?

2. Что понимают под располагаемым доходом?

3. Изобразите кривую Лоренца и дайте характеристику индексу Джини.

4. В чем отличие прожиточного и социального минимумов?

5. Что входит в состав потребительской корзины?

6. Чем отличается реальная заработная плата от номинальной?

7. Каковы функции заработной платы?

8. Назовите основные формы заработной платы.

9. Дайте характеристику понятию уровня жизни.

10. Охарактеризуйте понятие качества жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: