Основание Римской Церкви. Рост авторитета Римской кафедры

М.Э.Поснов об Основании Римской Церкви. М.Э.Поснов об Основании Римской Церкви пишет следующее: ”Основатель Римской общины остался неизвестным христианству. Апостол Павел не мог бы о таком умолчать (ср. Рим. 1:6 – 7,16:17). Об основании римской церкви апостолом Петром не может быть и речи. Также римские иудеи и прозелиты, которые уверовали в день Пятидесятницы (Деян. 2:10) – не могли скоро быть проповедниками в Риме. Ибо они оказались не праздными посетителями Иерусалима, а людьми, которые задержались в Иерусалиме и оставили зерно первоначальной Иерусалимской Церкви. (В Климентинах Recognitiones – содержатся сведения, что Варнава распространял христианство в Италии. Этому сообщению ровно не придается никакого исторического значения). Из содержания послания к Рим. Отнюдь не следует, чтобы римская община была недавно обращенною. Наоборот, из Рим. 13:11 можно заключать, что, по крайней мере, зерно общины составляли уверовавшие во Христа одновременно с самим Павлом, т.е. в 30 – ых годах. При живом взаимообщении между римским иудейством и метрополией (Палестинской Иудеей) нет ничего невероятного, что также без деятельного участия призванных миссионеров в Риме, подобно тому, как ранее в Антиохи, через иудейских христиан, которые переселялись туда из Палестины (Деян. 11:20; 13:1; Рим. 16:13; Мк.15:21), христианская вера нашла ближайшим образом в тамошнем иудействе свою начальную почву и распространение не исключая потом прозелитов и язычников. Первое упоминание о римской общине встречается у Светония, по поводу его речи об известном указе императора Клавдия, относящегося к 52г. об изгнании иудеев. После смерти Клавдия (54г.) иудеи быстро возвратились в Рим. Тогда по–видимому, христиане отделились в Богослужебном отношении от синагог (ср. Цан). Тацит знает христиан как уже отдельно живущих, обособленных (Annal.,XV,44). Это относится к 64 – му году”.

Рост авторитета Римской кафедры. В апостольские времена первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимской кафедре‚ первым епископом которой был Иаков Праведный, брат Господень. После первое место занял Рим. Он был естественным центром древнего мира и древней Церкви, поскольку это была столица империи.

IV канон I Вселенского собора утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами – Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.

28 правило IV Вселенского собора говорит, что отцы дали преимущества престолу древнего Рима ”поелику то был царствующий град“. Во времена так называемого “Великого переселения народов” в развитии своего влияния и власти на Западе Римская церковь находилась в условиях более благоприятных, чем Восточная. И этому способствовало и отсутствие сильной императорской власти, и потеря Римом статуса столицы империи. В середине V – го века, во время нашествия на Италию бродивших народов, папы выступили защитниками населения, как это делал Лев I во время нашествия Аттилы, и водворяли в нем порядок, так как оно часто оставалось без власти.

После 476 года, со времени падения западной римской империи, папство на западе начинает развиваться в средневековом смысле этого слова. Германские народы, покорившие империю‚ принесли с собою новый могущественный элемент цивилизации – национальный принцип личных прав и автономных общин. Покоренные римляне были оставлены жить по собственному римскому праву. И Церковь, вследствие этого, получила полную самостоятельность. Такое положение Церкви даст себя знать в живой жизни через несколько лет после завоевания остготами Италии.

Римский собор 502 года постановил: ”не следует чтобы мирянин (в данном случае король Теодорих), помимо римского папы распоряжался чем–либо в Церкви: ему остается здесь лишь повиноваться, а не властно повелевать“. Это отношение не изменилось и после того, как Рим, при Юстиниане I, снова вошел в состав империи.

Кроме западных церквей (некоторое сопротивление в наступательном движении Римской церкви на западе оказались лишь Равенна и Аквилея), папа подчинил своему влиянию Иллирик, главным городом которого с некоторых времен стала Фессалоника. Лишь византийский император Лев III Исаврянин в 723г. заставил Фессалонийский экзархат присоединиться в восточной системе Церквей. До этого представители Фессалонийской иерархии стремились показать свою принадлежность к западным церквям.

Укреплению власти римского папы на Западе и распространению его влияния на востоке сильно помогли следующие факторы:

- расположение кафедры в древнем Риме – столице всемирной империи;

- постепенный перенос столицы государства на Восток и ослабление императорской власти на Западе;

- сознание, что Рим – место кончины и погребения двух Великих апостолов;

- теория о примате апостола Петра в Церкви, унаследованном от него Римским епископом.

О епископах Рима первых III веков мало что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Апостол. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.

Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви, был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и епископ Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.

Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа, на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого, еретичествующего кандидата. Был раскол и при епископе Корнилии (251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших христиан. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе, но Римская церковь избрала средний путь, и Новациан был низложен.

Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на годы правления императора Деция. Жертвой его гонений стал епископ Фабиан (236-250), 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.

Гонения на христиан начались при императоре. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры, вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся, получали свидетельства об этом – libelli pacis.

Несмотря на гонения, церковь росла и крепла. К концу III в. на 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica”

Римская церковь и поместные церкви Запада. На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.

Медиоланская церковь: весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IV веке Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. тут состоялся собор и все его постановления вступили в силу без какого-либо утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. Медиоланская Церковь формально отделилась от Рима и ее вхождение под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII веке в связи с просьбой о помощи при нашествии лангобардов.

Аквилейская Церковь: Её по преданию основал апостол. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I веке. Во главе церкви стоял митрополит, и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас так именуется католический архиепископ города. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 году.

Равеннская Церковь. Её расцвет приходится на IV-V вв., а история подчинения Риму схожа с предыдущими церквями.

Фессалоникийская Церковь. Изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Фессалоники получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Фессалонийская Церковь постепенно теряет свою независимость и при императоре Льве Исаврянине насильно присоединяется к Константинопольскому патриархату в 732 г.

Иберийская или Испанская Церковь. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вестготов. В 385 г. Испанская Церковь оказалась под римской юрисдикцией.

Галльская или Французская Церковь. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но, ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 половине V века при папе Льве Великом, назначившем в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII век.

В Африке христианство имело свои порядки, независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила, уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Константинополь, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили, папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки, где ему советуют не принимать часто апелляции и что “интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик, прибегнувший к заморскому суду, не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: