С. Я. Вольфсон

Диалектический материализм и медицина1

{отрывок)

<...> Два противоборствующих в медицине утверждения: «нет больных — существуют болезни» и «есть больной — нет болезней» в одинаковой мере продиктованы формально логическим абстрагирова­нием. Действительность диалектична и потому ее не уложить в мета­физически скроенные схемы. Она разрушает метафизику мнимых антиномий.

Медицина не может сделать исключительным обектом своего ис­следования патологическую кровь, разложившуюся мочу, переродив­шуюся ткань, но этим объектом не может быть лишь стонущий, корча­щийся, задыхающийся человек. Лаборатория и клиника, болезнь, и больной, то взаимно-проникающие противоположности. И единство этих противоположностей устанавливается диалектикой, ибо, как заме­чает В. И. Ленин в его недавно опубликованном конспекте гегелевской логики «диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких услови­ях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, почему ум че­ловека не должен брать эти противоположности за мертвые застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую».

Обращаюсь к другому примеру.

Одним из больных мест современной медицины является, — об этом заявляют многие крупные медики, — ее крайняя специализация. Медицина разбилась на ряд мелких и мельчайших специальностей, час­то отгороженных одна от другой непроницаемой перегородкой. С точ­ки зрения формальной логики, устанавливающей обратную пропорци­ональность объема и содержания понятий, это может представлять весьма положительное явление: уменьшается объем понятия — растет его содержание.

Но диалектика жизни не подчиняется этому формально-логичес­кому принципу. Резкое обособление специальностей грозит претво­риться в свою собственную противоположность. Над этим обстоятель-

1 Вольфсон С.Я. Диалектический материализм и медицина. Мн., 1929. С. 38-41.

Философская мысль Беларуси в XX в.

ством медики начинают в последнее время серьезно задумываться, ибо оно является одним из важнейших факторов того кризиса меди­цины, о котором мы говорили.

«Современная медицина», указывает проф. Шор, «благодаря огром­ным научным достижениям, разрослась в необъятную область, распа­лась на ряд отдельных, подчас совершенно оторванных друг от друга специальностей. Она превращает «многих из нас в односторонне, упро­щенно мыслящих людей, иногда беспомощных в разрешении предъяв­ляемых жизнью задач из-за отсутствия этой связи не только с общей биологией и точными науками, но даже и соседними научными дис­циплинами. Эта оторванность особенно чувствуется в области методов врачебного мышления и научно-медицинского исследования».

На ту же обособленность медицинских специальностей жалуется и д-р Каутский: «... Медицина, как искусство врачевания раньше цельного нераздельного человека, распалась на массу специальных дисциплин... С чисто технической точки зрения это развитие по пути специализации совершенно понятно и полезно, ибо техника опера­ций глазного врача отличается от техники специалиста по горловым болезням так же, как и от техники гинеколога или уролога и как пос­ледние друг от друга. Превалирование и переоценка технического в отдельных специальностях обуславливает все более невыносимую од­носторонность медицинского мышления специалиста. Он видит в че­ловеке уже только горло, ухо, матку — словом, отдельный орган, к которому совершенно ненужно придан человек».

Так сетуют медики.

И в этих сетованиях чувствуется здоровое недовольство тем мета­физическим, «односторонним и упрощенным», по выражению проф. Шора, мышлением, которое доминирует в медицине.

Обособление специальностей ведет к господству метафизическо­го мышления с его абстрактным противопоставлением друг другу изо­лированных вещей. Диалектический же метод, изучающий явления, «в их связи, в их сплетении, в их движении, возникновении и унич­тожении», дает медицине тот методологический опорный пункт, на­ходясь на котором, она может и осуществлять размежевание отдельных отраслей медицинской науки, и в то же время подходить к больному, как к некоей целостности, как к чему-то единому, т.е. осуществлять тот ло­зунг «поближе к больному человеку», который теперь выбрасывают многие медицинские авторитеты....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: