Заключение. Философское осмысление мира и своего бытия в нем осуще­ствлялось нашими далекими предками первоначально на основе традиций византийской христианской

Философское осмысление мира и своего бытия в нем осуще­ствлялось нашими далекими предками первоначально на основе традиций византийской христианской философии, которая при­шла в Киевскую Русь с ее крещением. Приняв христианство на рубеже первого и второго тысячелетий, усвоив его мировоззрен­ческие установки, древние полочане, смоляне и туровчане в XII в. заявили о себе яркими именами Евфросиньи Полоцкой, Климента Смолятича и Кирилла Туровского.

С этими именами связан первый период философской мысли в Беларуси. Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каж­дого средневекового мыслителя: что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое зна­чение при этом имеет вера и человеческий разум?

Евфросинью Полоцкую, Климента Смолятича и Кирилла Ту­ровского меньше всего волновали отвлеченные проблемы евро­пейской схоластики. Главным объектом их богословско-философ-ских размышлений был человек как венец Божьего созидания. Поэтому богословско-философские взгляды первых отечествен­ных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антро­поцентризм.

Второй период развития философии в Беларуси содержатель­но совпадает с эпохой отечественного Ренессанса и Реформации. В это время белорусская философия и культура развиваются в контексте европейской культурной истории. Многие выходцы из Беларуси устремляются в лучшие европейские университеты — Кенигсбергский, Краковский, Лейпцигский, Падуанский и дру­гие, усваивая там ренессансные идеи самоценности человека и его свободы. Как истинные патриоты своей Родины, белорус­ские просветители мечтают принести ей пользу, делами просла­вить Отчизну. В книге этот период представлен Ф. Скориной, С. Будным, Якубом из Калиновки, Петром из Гонендза, Ф.Соци-ным, М. Чаховицем, Н.Гусовским, В.Тяпинским, М.Литвином, 344

Заключение

А. Воланом и Л. Сапегой. Проблема человека и его прав на дос­тойную жизнь, веротерпимости, патриотизма, войны и мира, об­щего и индивидуального блага, общественного согласия как ус­ловия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регуля­тора общественных отношений в государстве - основные темы отечественной возрожденческой философии.

Третий период в истории философии в Беларуси совпадает с такими явлениями, как Контрреформация, Люблинская полити­ческая уния 1569 г. и Брестская церковная уния 1596 г., на кото­рые своеобразно отреагировали отечественная философская и общественно-политическая мысль того времени. В межконфесси­ональной политике братья Зизании, А. Филиппович, М. Смотриц-кий, В. Острожский отстаивают право своего народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры. Г. Конисский и С. Полоцкий страстно выступают за воссоединение белорусско­го, украинского и русского народов. В связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии в учебных заведени­ях культивируется схоластика (А. Краснодембский, В. Тылков-ский, Л. Залусский).

Начало преодоления теологического рационализма схоласти­ки положила эклектическая философия (А. Скорульский, Б. Доб-шевич, С. Шадурский), а завершила философия Предпросвеще-ния (К. Нарбут, А. Довгирд, М. Почебут, Я. Снядецкий).

Четвертый период философской мысли в Беларуси не менее насыщен, чем предшествующие. После трех разделов Речи По-сполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально-политической практике преоб­ладают национально-освободительные темы. Тайные студенчес­кие общества Виленского университета (филоматов, филоретов, «променистых» и др.) ставят своей целью восстановить Речь По-сполитую, преобразовать общество и человека на основе разума и образования (Я. Чечот, Ф. Зан, А. Мицкевич). Одновременно возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и язы-

Заключение

ку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей посте­пенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) - это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык (М. Коялович). Во второй половине XIX в. заявляет о себе белорусская национальная литература.

Пятый период в истории отечественной философии мы на­звали философией Беларуси в XX в. Этот этап начинается с рели­гиозной философии как ответа на распространение в Беларуси революционной марксистской идеологии. В. Самойла, Я. Окунь и Д. Скрынченко дают философское обоснование единственно верному, на их взгляд, пути обновления общества - пути, осно­ванному на христианской этике.

После революционных событий 1917 г. снова встает вопрос о национальном самоопределении. В. Самойла и И. Абдиралович, не приняв большевистской идеологии и практики, видят еще большую опасность для страны в полонизации ее Западной части, верят в историческое будущее Беларуси.

В двадцатые годы начинает господствовать марксистская фило­софия. Такое положение сохранялось до конца 80-х - нач. 90-х гг. XX в., что существенно сужало рамки философских исследований. Поэтому сегодня одной из главных задач белорусских философов являются переход к философскому плюрализму, изучение на этой основе тех сложнейших социально-политических и нравственно-духовных проблем, которые характеризуют современную Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: