Философское осмысление мира и своего бытия в нем осуществлялось нашими далекими предками первоначально на основе традиций византийской христианской философии, которая пришла в Киевскую Русь с ее крещением. Приняв христианство на рубеже первого и второго тысячелетий, усвоив его мировоззренческие установки, древние полочане, смоляне и туровчане в XII в. заявили о себе яркими именами Евфросиньи Полоцкой, Климента Смолятича и Кирилла Туровского.
С этими именами связан первый период философской мысли в Беларуси. Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя: что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум?
Евфросинью Полоцкую, Климента Смолятича и Кирилла Туровского меньше всего волновали отвлеченные проблемы европейской схоластики. Главным объектом их богословско-философ-ских размышлений был человек как венец Божьего созидания. Поэтому богословско-философские взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм.
|
|
Второй период развития философии в Беларуси содержательно совпадает с эпохой отечественного Ренессанса и Реформации. В это время белорусская философия и культура развиваются в контексте европейской культурной истории. Многие выходцы из Беларуси устремляются в лучшие европейские университеты — Кенигсбергский, Краковский, Лейпцигский, Падуанский и другие, усваивая там ренессансные идеи самоценности человека и его свободы. Как истинные патриоты своей Родины, белорусские просветители мечтают принести ей пользу, делами прославить Отчизну. В книге этот период представлен Ф. Скориной, С. Будным, Якубом из Калиновки, Петром из Гонендза, Ф.Соци-ным, М. Чаховицем, Н.Гусовским, В.Тяпинским, М.Литвином, 344
Заключение
А. Воланом и Л. Сапегой. Проблема человека и его прав на достойную жизнь, веротерпимости, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве - основные темы отечественной возрожденческой философии.
Третий период в истории философии в Беларуси совпадает с такими явлениями, как Контрреформация, Люблинская политическая уния 1569 г. и Брестская церковная уния 1596 г., на которые своеобразно отреагировали отечественная философская и общественно-политическая мысль того времени. В межконфессиональной политике братья Зизании, А. Филиппович, М. Смотриц-кий, В. Острожский отстаивают право своего народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры. Г. Конисский и С. Полоцкий страстно выступают за воссоединение белорусского, украинского и русского народов. В связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии в учебных заведениях культивируется схоластика (А. Краснодембский, В. Тылков-ский, Л. Залусский).
|
|
Начало преодоления теологического рационализма схоластики положила эклектическая философия (А. Скорульский, Б. Доб-шевич, С. Шадурский), а завершила философия Предпросвеще-ния (К. Нарбут, А. Довгирд, М. Почебут, Я. Снядецкий).
Четвертый период философской мысли в Беларуси не менее насыщен, чем предшествующие. После трех разделов Речи По-сполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально-политической практике преобладают национально-освободительные темы. Тайные студенческие общества Виленского университета (филоматов, филоретов, «променистых» и др.) ставят своей целью восстановить Речь По-сполитую, преобразовать общество и человека на основе разума и образования (Я. Чечот, Ф. Зан, А. Мицкевич). Одновременно возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и язы-
Заключение
ку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) - это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык (М. Коялович). Во второй половине XIX в. заявляет о себе белорусская национальная литература.
Пятый период в истории отечественной философии мы назвали философией Беларуси в XX в. Этот этап начинается с религиозной философии как ответа на распространение в Беларуси революционной марксистской идеологии. В. Самойла, Я. Окунь и Д. Скрынченко дают философское обоснование единственно верному, на их взгляд, пути обновления общества - пути, основанному на христианской этике.
После революционных событий 1917 г. снова встает вопрос о национальном самоопределении. В. Самойла и И. Абдиралович, не приняв большевистской идеологии и практики, видят еще большую опасность для страны в полонизации ее Западной части, верят в историческое будущее Беларуси.
В двадцатые годы начинает господствовать марксистская философия. Такое положение сохранялось до конца 80-х - нач. 90-х гг. XX в., что существенно сужало рамки философских исследований. Поэтому сегодня одной из главных задач белорусских философов являются переход к философскому плюрализму, изучение на этой основе тех сложнейших социально-политических и нравственно-духовных проблем, которые характеризуют современную Беларусь.