double arrow

Культура в классический период


(период расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 – 449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса – архаический и начинается период расцвета – классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 – 429 гг. до н.э.).

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок.470 или 460 г. до н.э. – ум. в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении – объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.




Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления, софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Из софистов вышел Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила – прославление гражданских добродетелей, патриотизма – трагедия «Прикованный Прометей». Еще одна важная тема у Эсхила – идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея». Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика – Софокла (497 – 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.



Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 – 406 гг. до н.э.). Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратно, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить «Медею» и «Федру».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 – ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (484 – 430 гг. до н.э.). В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение – «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 – 400 гг. до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.



В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» – для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета(статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка»).

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить ПолигнотаиАполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла. Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода – прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля: величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикли др. Ансамбль Акрополясчитается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений – Пропилеи (парадные ворота), храмНики Аптерос(Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин – Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордена или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства – все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя – Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.







Сейчас читают про: