Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским – по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада»и «Одиссея», созданные в VIII в до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. Они рассказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев – Одиссея – домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся к крито-микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. «Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках крито-микенской цивилизации. Герои Гомера – цари и представители знати – живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы – дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас – вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые и бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе – архаической (вторая половина VIII в. до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое – алфавитное – письмо, заимствованное греками у финикийцев.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII – VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев – алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности, астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В архаический период с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса – города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны. Уран, боясь, чтобы дети не отняли у него власть, заключил титанов в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них, Кронос (время), воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы его младший сын Зевс. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату – Аиду– подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства – Гефест, богом войны – Арес, богиней мудрости Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Деметрапокровительствовала земледелию, ткачеству – Афина, виноделию – Дионис, торговле – Гермес и др.

Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции были и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди, не были свободны от бедствий – над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла. Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология, оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновения поэтов и художников.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен– воздух, Анаксимандр апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердыми и жидкими, теплом и холодом. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Наиболее ярким представителем элейской школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 г. до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения, источником познания, множественность вещей и их движение он объяснил обманов органов чувств. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI – начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который, как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.

Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» – первых греческих литературных произведений, причем, настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы стоят в ряду величайших достижений мировой литературы, хотя созданы они были в VIII в. до н.э.

К тому же времени относится и творчество Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», впервые отразившие личность самого автора, его жизнь.

В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2 пол. VII в. до н.э.), Солона(между 640 и 635 – ок. 559 г. до н.э.), Алкея (конец VII – 1 пол. VI в. до н.э.), Феогнида Мегарского(2 пол. VI в. до н.э.), Анакреонта (ок. 570 – 478 гг. до н.э.). До сих пор не потеряла своего очарования поэзия Сафо (VII – VI вв. до н.э.):

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой –

Быть в солнечный свет

И красоту влюбленной.

В VIII – VI вв. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов. К тому же времени относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица – актера.

Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими к искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерна капитель с завитками – волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентальном, т.е. восточном, стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурныеи более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: