Принципы налогового учета

Методологическая база налогового учета опирается на соответствующие принципы, которые несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухгалтерском учете яв­ляется принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их обра­зования. В налоговом учете принцип двойной записи не применяется, но действуют следующие принципы:

- принцип денежного измерения

- принцип имущественной обособленности

- принцип непрерывности деятельности орга­низации,

- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления)

- принцип последовательности применения норм и правил налогового учета

- принцип равномерности признания доходов и расходов.

Некоторые из этих принципов присущи обеим видам учета, однако при подробном рассмотрении раскрываются различие в их содержании.

Одним из общих принципов для бухгалтерского и налогового учета являетсяпринцип денежного измерения. Для целей налогового учета он сформулирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в де­нежной и (или) натуральной формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправдан­ные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким об­разом, в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, представленная прежде всего в денежном выражении. Доходы, стои­мость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в сово­купности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Для этого доходы, выраженные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Феде­рации, установленному на дату признания этих доходов.

В налоговом учете принцип имущественной обособленности также находит отдельное применение. В соответствии с этим принципом в бухгалтерском и налоговом учете иму­щество, являющееся собственностью организации, учитывается обо­собленно от имущества других юридических лиц, находящегося у дан­ной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декла­рируется в отношении амортизируемого имущества. Так, согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, результаты ин­теллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собст­венности, которые находятся у налогоплательщика на праве собствен­ности.

Налоговое законодательство предусматривает применение принципа непрерывности деятельности.Согласно ему налоговый учет должен вестись непрерывно с момента регистрации юридического лица до реорганизации или ликвидации. Этот принцип в нало­говом учете используется, например, при определении порядка начисления амор­тизации имущества. Так, ст. 259 НК РФ устанавливает, что если орга­низация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то ликвидируемой либо реорганизуемой организа­цией амортизация имущества не начисляется с1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация. Таким образом, амортизация имущества начисляется только в период функционирова­ния организации и прекращается при ее ликвидации или реорганиза­ции.

Принцип временной определенности фактов хозяйственной деяте­льности (принцип начисления) в налоговом учете является доминирую­щим, но не единственно возможным. Согласно ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (на­логовом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактиче­ского поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Соответственно ст. 272 НК РФ определе­но, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признают­ся таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они от­носятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Однако, в налоговом учете возможно применение и кассового метода учета доходов и расходов вновь созданными организациями и организациями, среднеквартальная выручка которых за предшествующие 4 квартала не превысила 1 млн. рублей в квартал (без НДС).

Статьей 313 НК РФ установлен принцип последовательности при­менения норм и правил налогового учета, согласно которому нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учета. Вместе с тем выбранный налогоплате­льщиком метод начисления амортизации применяется в отношении объекта амортизируемого имущества и не может быть изменен не толь­ко в течение налогового периода, но и в течение всего периода начис­ления амортизации по этому имуществу.

Принцип равномерного и пропорционального формирования дохо­дов и расходов отражен в ст. 271 и 272 НК РФ. Так, в ст. 271 НК РФ установлено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расхо­дами не может быть определена четко или определяется косвенным пу­тем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Со­гласно ст. 272 НК РФ в случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распре­деляются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа рав­номерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом) периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

Следует выделить принципы, характерные только для налогового учета: принцип самостоятельности организации налогового учета, принцип ограничения расходов для формирования налогооблагаемой базы, принцип исправления расчетных ошибок прошлых периодов в периоде их совершения.

Согласно принципу самостоятельности организации налогового учета налогоплательщик организует его систему сам, без строгих регламентов государственных органов: разрабатывает регистры налогового учета, ведет его на «налоговых» или забалансовых счетах, открывает субсчета к счетам бухгалтерского (финансового) учета.

Принцип ограничения расходов для формирования налогооблагаемой базы является одним из основополагающих в налоговом учете всех стран, т.к. носит ярко выраженный фискальный характер.

В соответствии с принципом исправления расчетных ошибок прошлых периодов в периоде их совершения, в налоговом учете всегда существует право, а в случае выявления занижения налогооблагаемой базы - обязанность подать уточненный расчет – уточненную налоговую декларацию за прошлые периоды. В бухгалтерском (финансовом) учете с введением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (приказ от 28.06.2010 № 63н если бухгалтерская отчетность, в которой обнаружена существенная ошибка, была представлена каким-либо иным (внешним) пользователям, то она подлежит замене на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (пересмотренная бухгалтерская отчетность). В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной уже после утверждения бухгалтерской отчетности участниками и акционерами, такая отчетность не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (п. 10 ПБУ 22/2010).

2.5. Модели налогового учета

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематиза­ции указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирования пока­зателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

Ст. 313 НК РФ установлено, что в случае если в регистрах бух­галтерского учета содержится недостаточно информации для определе­ния налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять регистры бухгал­терского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры нало­гового учета. Кроме того, налоговые и иные органы не вправе устанав­ливать для налогоплательщиков обязательные формы документов нало­гового учета.

Для систематизации и накопления информации, например, о доходах и расхо­дах, формирующих налоговую базу организации, могут быть исполь­зованы:

- регистры бухгалтерского учета;

- регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми рекви­зитами (при недостаточности информации для определения налоговой базы);

- аналитические регистры налогового учета.

Таким образом, налогоплательщик может выбрать одну из трех моделей налогового учета с учетом степени его автономности по отношению к системе бухгалтерского учета.

Модель 1.

Данная модель предусматривает использование самостояте­льных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским. Эта модель приведена на рис. 2.5

 
 


Рис. 2.5. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

Аналитические регистры налогового учета составляются на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с по­рядком, предусмотренным налоговым законодательством, и представля­ют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должны быть представлены все необходимые данные.

Преимуществом данной модели является то, что она дает реальную возможность получать данные для формирования налоговой базы непо­средственно из налоговых регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы, поскольку показатели налоговых регист­ров формируются в соответствии с требованиями налогового законода­тельства, а не бухгалтерского учета. Взаимодействие двух систем учета при использовании этой модели сводится к минимуму. Общими для бухгалтерского и налогового учета являются лишь данные первичных документов.

Вместе с тем такое параллельное ведение двух видов учета требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в органи­зации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвали­фицированных специалистов для разработки налоговых регистров, сис­темы документооборота и программных продуктов, модернизации учет­ного процесса и вычислительной техники. Такие затраты могут позволить себе только крупные организации, где могут быть созданы внутренние отделы налогового учета как обособленные структурные подраз­деления организации.

Модель 2.

В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы - формируются комбинированные регистры, используе­мые для налогового учета. Эта модель представлена на рис. 2.6


Рис. 2.6. Схема заполнения налоговой декларации (модель 2)

Такая модель учета позволяет снизить объем работы сотрудников бухгалтерских служб, поскольку и для бухгалтерского, и для налогового учета используются одни и те же регистры.

Вместе с тем комбинированные регистры могут быть использованы в налоговом учете только в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложе­ния не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерско­го учета. Например, при наличии дополнительных реквизитов бухгал­терские регистры, отражающие расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе не принимаемые для целей налогообложе­ния, могут использоваться в налоговом учете.

Однако в тех случаях, когда требуется определить стоимость приоб­ретенных материально-производственных запасов или основных средств, учесть убыток от реализации основных средств или по операциям уступ­ки права требования согласно правилам бухгалтерского учета и налого­вого законодательства либо когда организация выбирает разные способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным ак­тивам для целей бухгалтерского и налогового учета, применять комбини­рованные регистры практически невозможно. К тому же неопределенность количества и состава операций, подлежащих корректировке, создает предпосылки для совершения ошибок.

Модель 3.

В данной модели используются регистры и бухгалтерско­го, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не от­личается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

Для налогового учета операций по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, например, можно использовать данные регистров бухгалтерского учета, поскольку порядок группировки доходов от реализации в бухгалтерском и налоговом учете почти идентичен. В том случае, если необходимы незначительные корректировки данных бухгал­терского учета для целей налогообложения, могут быть использованы бух­галтерские справки. При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налого­вого учета. Данная модель представлена на рис. 2.7.

В отличие от модели 2,в данной модели 3 основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первичные учет­ные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки. Такая модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета и в конечном счете сближает две системы учета. В ее основе лежат регистры бухгалтерского учета, обеспечивающие возможность рационально, с наимень­шими финансовыми затратами вести оба вида учета. Для этого определяют те объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета идентичны; устанавливают регистры бухгалтерского учета, которые могут быть ис­пользованы для учета в целях налогообложения; определяют те объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны, выделив объекты налогового учета; разрабатывают формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов.

 
 


Рис. 2.7. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

Данный подход не требует создания отдельного рабочего места, так бухгалтерские справки оформляются работниками бухгалтерии.

Таким образом, схематично представим организацию налогового учета:

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

обособленный учет базирующийся на данных

бухгалтерского учета

с использованием регистров ФНС РФ с использованием резервных

счетов № 30-39

параллельный план счетов (1С и т.д.) с использованием забалансовых

счетов

метод доходы/расходы (простой) метод корректировок данных

бухгалтерского учета

Рис. 2.8. Схема организации налогового учета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: