Функционирование национальной экономики

Вопросы по теме:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение

2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)

1. Совокупный спрос (AD) – это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство, при прочих равных условиях, готовы купить при любом возможном уровне цен (рис.5).

Совокупный спрос представляет собой желаемую величину расходов на С, Iв, G, Ехч:

. (21)

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими факторами (эффектами):


 
 


Рис. 5. Кривая совокупного спроса

1) эффектом процентных ставок (эффектом Кейнса). При повышении общего уровня цен в экономике потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок (т.е. при постоянном объеме денежной массы,, в экономике возрастает потребность в ней). Предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса на деньги взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка, т.е. стоимость кредита. В свою очередь, при высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. быстро реагируют на изменения процентной ставки. И наоборот;

2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков (эффектом богатства, эффектом Пигу14). При более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов – в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, -находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, т.е. денежное богатство которым располагает население, обесценивается. Это порождает осторожность, экономность в поведении потребителей на рынке, стремление компенсировать возникшие потери, а, следовательно, снижение совокупного спроса. И наоборот;

1) эффектом импортных закупок. При прочих равных условиях, при повышении уровня цен на отечественные товары потребители предъявляют повышенный спрос на импортные товары. А иностранцы будут покупать меньше отечественных товаров, что приведет к уменьшению отечественного экспорта. Таким образом, чистый экспорт сократится. И наоборот.

Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен (движение вдоль графика совокупного спроса), от изменений в совокупном спросе, вызванные изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса (перемещение на новую кривую совокупного спроса).

Среди неценовых факторов совокупного спроса можно выделить следующие. 1) Изменения в потребительских расходах. Эти изменения происходят под влиянием следующих причин: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги. 2) Изменения в инвестиционных расходах. Эти изменения происходят под влиянием следующих причин: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности. Например, увеличение избыточных мощностей сдерживает спрос на новые основные фонды и поэтому сокращает AD. 3) Изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. 4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта. Эти изменения происходят под влиянием следующих причин: изменение национальный доход других стран, валютных курсов.

Совокупное предложение (AS) – это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия реализуют на рынке, является прямой, или положительной.

Существуют среди экономистов большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Классики, например, утверждают, что вся кривая является вертикальной, кейнсианцы считают, что кривая AS либо является горизонтальной, либо восходящей. В соответствии с этими подходами в современной экономической науке выделяют три отрезка кривой AS (рис.6):

1) кейнсианский (горизонтальный) отрезок. Кейнсианский отрезок используется при анализе совокупного предложения в краткосрочном периоде. Данный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов, т.е. неиспользуемые ресурсы можно привести в действие и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Например, рабочий, который 2-3 месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Поскольку производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными;

2) классический (вертикальный) отрезок. Данный отрезок характеризует такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей. Повышение цен обусловлено дефицитностью ресурсов производства, поскольку в этих условиях расширение объемов выпуска на отдельных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая AS практически стремиться к вертикальному положению;

3) промежуточный (восходящий) отрезок. На данном отрезке экономика близко подходит к полному использованию ресурсов. В такой ситуации для того, чтобы расширить объем реального ВНП, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь в производство дополнительные трудовые ресурсы и привлечь поставщиков машин, оборудования, сырья. Рост цены труда и цены других ресурсов повлечет за собой рост издержек на единицу продукции у фирм, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, фирмам необходимо повысить цены на свою продукцию.

Существующая кривая AS устанавливает зависимость между уровнем цен и ВНПр, при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих «прочих условий (неценовых факторов AS)» изменяются, смещается сама кривая AS. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис.7 указывает на увеличение совокупного предложения. Это значит, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. И наоборот, смещение кривой от AS1 к AS3 указывает на уменьшение совокупного предложения.


 
 


Рис. 6. Кривая совокупного предложения

Это значит, что теперь предприятия будут производить меньший реальный объем национального продукта, чем раньше, при данном уровне цен (или будут назначать более высокие цены при данном объеме национального производства).

Решения предприятия, касающиеся объема предложения, принимаются на основе уровня производственных издержек и доходов. Любое коммерческое предприятие стремится к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. А узкие места в производстве (нехватка рабочей силы и т.д.) означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая AS на промежуточном отрезке отклоняется вверх.

 
 


Рис. 7. Изменения совокупного предложения

Однако, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен. Это значит, что кривая AS смещается.

Выделяют следующие неценовые факторы совокупного предложения.

1) Изменения цен на ресурсы. На цены на ресурсы оказывают влияние следующие факторы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, господство на рынке поставщиков ресурсов

2) Изменения в производительности. Производительность – это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат. Увеличение производительности, например, при усовершенствовании техники, технологии, при наличии более образованной рабочей силы приведет к уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривой AS вправо и вниз.

3) Изменения правовых норм. Например, увеличение налогов с предприятий (НДС, акцизы) может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение.

2. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

Если AD и AS пересекаются на промежуточном отрезке, то изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров. Так, при уровне цен Р предприятия готовы будут предложить рынку продукцию в объеме Q1, а спрос составит Q2 (рис.8). Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтит уровень цен до Рр. Как показывают стрелки на рис., повышение уровня цен с Р до Рр заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qр, а потребителей – уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qр. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.

Если AD и AS пересекаются на кейнсианском участке, то уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства (рис. 9,а). Если бы промышленный сектор произвел больший объем национального продукта, Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qр (на рис.9,а) это показано стрелкой, направленной влево). И наоборот, если бы фирмы производили объем национального производства, обозначенный Q1, их запасы быстро бы уменьшились, поскольку объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, объем национального продукта бы увеличился, как показано стрелкой, направленной вправо.


 
 


Рис. 8. Макроэкономическое равновесие на промежуточном участке

графика совокупного предложения

Если AD и AS пересекаются на классическом участке, то при уровне цен Р1, совокупный спрос в объеме Q1 превышает совокупное предложение в объеме Q2. Конкуренция среди покупателей взвинчивает цены до уровня Рр. Однако повышение цен не заставит производителей увеличить выпуск, поскольку экономика работает на пределе производственных возможностей (рис.9,б).

 
 


 
 


Рис. 9. Макроэкономическое равновесие на кейнсианском (а)

и классическом (б) участках графика совокупного предложения

Контрольные вопросы по теме:

1. Что представляет собой совокупный спрос? Какие эффекты объясняют отрицательный наклон кривой AD?

2. Назовите неценовые факторы совокупного спроса.

3. Что представляет собой совокупное предложение? Назовите отрезки кривой AS.

4. Охарактеризуйте неценовые факторы совокупного предложения.

5. Охарактеризуйте модель равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 Т. Т.1 – Таллин: АО «Римол», 1993.

4. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: