Тема 1. Введение в макроэкономику

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем учебном пособии, соответствующем стандарту, утвержденному Министерством образования РФ, рассматривается комплекс проблем, связанных с реализацией целей макроэкономического развития.

Цель изучаемой дисциплины – приобретение основ знаний в области макроэкономики и формирование навыков их применения при принятии управленческих решений.

Макроэкономическая теория изучает экономику в целом. Она акцентирует внимание главным образом на таких вопросах, как национальный доход и производство, норма безработицы, инфляция, платежный баланс, курсы валют, государственный бюджет, государственный долг, пути, на основе которых государство может увеличивать свои денежные доходы и расходы, методы воздействия денежной и банковской систем на экономику.

В условиях проводимых в настоящее время в России рыночных реформ вопросы, касающиеся макроэкономического развития регионов, являются актуальными. Результатом перехода российской экономики на рыночный путь развития в начале 1992 г. стало резкое падение платежеспособного спроса населения. Практически все отрасли промышленности встали перед острой проблемой сбыта готовой продукции, вследствие чего сократился спрос на продукцию отраслей первого подразделения, возникли неплатежи, безработица.

В соответствии с учебной программой по дисциплине «Макроэкономика» авторы пособия попытались уделить основное внимание вопросам, связанным с проблемами функционирования экономической системы, с организацией национального счетоводства, с проблемами несбалансированности национальной экономики, с инструментами макроэкономической монетарная и фискальная политики.

При изложении материала авторы попытались четко сформулировать определения тех или иных явлений, охарактеризовать их сущность, используя метод математического и графического изображения, методы системно-функционального, сравнительного анализа.

Более подробно проблемы национальной экономики рассмотрены в учебнике «Макроэкономика: трансформация экономического пространства России», где авторы центральной проблемой выделяют анализ макроэкономического состояния российских регионов.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

Вопросы по теме:

1. Предмет макроэкономики

2. Этапы развития макроэкономической теории

3. Схема взаимосвязей между макроэкономическими субъектами

1. Макроэкономика – это наука о функционировании национальной экономики в целом.

Можно выделить следующие основные проблемы, которые изучаются и обобщаются макроэкономической теорией: экономический рост, экономическая эффективность, экологическая стабильность, занятость и безработица, денежное обращение и инфляция, справедливое распределение доходов и экономическая обеспеченность, взаимодействие государства и рынка, налоговая и кредитно-денежная системы и политика, платежный баланс.

Выбор макроэкономических параметров и пропорций всегда направлен на обеспечение главной макроэкоэкономической цели и связан с обеспечением общего экономического, или макроэкономического, равновесия. Макроэкономическое равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы.

Наиболее важными целями макроэкономики являются: стабильный рост национального производства, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, относительное равенство экспорта и импорта во внешнеторговом балансе.

2. В развитии макроэкономики выделяют следующие основные этапы.

Первый этап – подготовительный этап. Большой вклад на этом этапе внесли такие представители экономической мысли, как Ф. Кенэ и К. Маркс.

Таблица Ф. Кенэ является первой известной в истории экономической мысли макроэкономической моделью. В 1758 г. Ф. Кенэ в книге «Избранные экономические произведения» описал процесс воспроизводства валового национального продукта (ВНП) посредством кругооборота денежных потоков.

В 1885 г. К. Маркс во втором томе «Капитала» на двухсекторной модели народного хозяйства проанализировал условия простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП).

Второй этап – этап возникновения макроэкономики. Фактически основателем макроэкономики является английский экономист Дж. Кейнс, главным трудом которого стала книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс четко очертил круг специфических макроэкономических проблем, заложил основы методологии и методики их анализа, сформулировал задачи экономической политики правительства.

До 1960-х годов макроэкономическая концепция Кейнса и макроэкономика воспринимались в качестве тождественных понятий. К настоящему времени в рамках макроэкономики как особого раздела экономической теории выделились различные школы. Обобщенно различия в интерпретации существа и роли макроэкономических явлений сводятся к двум течениям экономической мысли: неоклассическому и кейнсианскому.

Существенный вклад в развитие макроэкономики как науки внесли в дальнейшем Р. Аллен, Дж. Гэлбрейт, Э. Деннисон, Р. Солоу, Р. Стоун и Дж. Мид, Э. Хансен, Р. Харрод, а также отечественные ученые – Н.Д. Кондратьев, В.С. Немчинов, Л.С. Тарасевич. А.В. Сидорович, А.И. Добрынин, Ф.Ф. Стерликов, В.Т. Рязанов. В последующем изложении концепции, модели вышеназванных представителей экономической мысли будут подробно рассмотрены.

3. Экономический процесс осуществляется следующими агентами, экономическими (хозяйствующими) субъектами.

1) Сектор домашних хозяйств проявляют три вида экономической активности: предлагает факторы производства (рабочую силу, финансовые средства и т.д.); потребляет часть получаемого дохода, покупая потребительские блага; сберегает часть получаемого дохода, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

2) Предпринимательский сектор (совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны), который проявляет следующие виды экономической активности: закупает факторы производства; осуществляет производство продукции и услуг; получает доход и распределяет его на материальные затраты, прибыль, налоги.

3) Государственный сектор (все государственные институты и учреждения) создает условия для нормальной экономической деятельности домохозяйств и фирм (законодательство, денежная система, рыночная инфраструктура); воздействует на динамику создаваемого в стране продукта через субсидии, льготы, государственное предпринимательство, государственные закупки товаров и услуг; перераспределяет доходы через выплату пособий, пенсий, стипендий, через дифференциацию налоговых ставок.

4) Сектор заграница (это экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты). Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

В экономической литературе наибольшее распространение получила схема взаимосвязей между основными экономическими субъектами, представленная на рис. 1.

Если страна торгует с другими странами, то ее экономика называется открытой. Экономика страны, не участвующей в торговле с другими странами, называется закрытой.

Государство представляет собой активно действующего экономического агента, функционирующего во взаимодействии с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие проблемы изучаются и обобщаются макроэкономической теорией?

2. Сформулируйте наиболее важные цели макроэкономики.

3. Охарактеризуйте основные этапы развития макроэкономической теории.

4. Охарактеризуйте основные субъекты макроэкономики.

Литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2000.

3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.

4. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Ф. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: «АСА», 1999.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.

6. Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998.

7. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

8. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997.

9. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.

10. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997.

11. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: НФРА-М, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: