Тема 5. Рынок и рыночная экономика

5.1. Рынок, его сущность, функции и структура.
Инфраструктура рынка

В каких бы формах и моделях не существовало товарное хозяйство его непременным атрибутом является рынок, где происходит оборот товаров и денег, осуществляемый участниками операций купли-продажи, которые одновременно являются субъектами рыночной экономики.

В повседневной жизни под рынком обычно понимают место, где продавцы и покупатели совершают акты обмена. Под рынком понимают и любую организацию, которая используется людьми для торговли друг с другом. Отсюда рынок представляют как совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена между продавцами и покупателями по поводу реализации товаров (услуг). Но если не забывать, что продавцы и покупатели, постоянно меняясь местами, являются в то же время производителями и потребителями, то ограничивать отношения рынка лишь отношениями обмена явно не правомерно. Производители и потребители, выступая на рынке то в роли продавцов, то в роли покупателей, получают необходимые сигналы о том, что пользуется спросом и при каких затратах и ценах может быть произведено (и продано) или куплено (и потреблено) с выгодой.

В сущности, под рынком следует понимать способ или механизм самопроизвольного регулирования структуры производства, а также способ распространения знаний (информации) о состоянии и проблемах экономики с помощью цен. Информация о ценах равным образом влияет на производство, распределение, обмен и потребление, а рынок в этом смысле представляет собой механизм саморегулирования всего процесса общественного воспроизводства. Рынок является таким механизмом до тех пор, пока покупатели и продавцы, совершая акты купли и продажи, действуют добровольно, без принуждения неэкономическими методами. Основными элементами рыночного механизма, как регулятора структуры производства являются: спрос и предложение, конкуренция и монополия, полезность и цена, издержки и прибыль, содержание которых будет рассмотрено в последующих темах курса.

Через совокупность своих элементов рынок влияет на все стороны экономической жизни общества и выполняет таким образом несколько функций: информационную, посредническую, регулирующую, стимулирующую, санирующую, социальную.

Информационная функция. Рынок является источником разнообразной информации, необходимой в первую очередь продавцам и покупателям. Но вместе с ними все желающие через рынок могут получить сведения о количестве, ценах, ассортименте и качестве всех товаров и услуг, находящихся в обращении. Наличие такой информации позволяет каждому субъекту рынка выбрать те товары и услуги, потребление которых обеспечивает ему наибольшую выгоду как потребителю, производителю или посреднику.

Посредническая функция рынка состоит в том, что он не только сводит продавцов и потребителей, участвующих в обмене, но и в том, что каждый из них имеет возможность выбора оптимального партнера. Возможность выбора, являясь основой добровольного обмена, только и может обеспечить взаимную выгоду продавцов и покупателей.

Регулирующая функция рынка имеет наибольшее значение в установлении соотношения между спросом и предложением, влияющее на уровень цен. Растет цена – сигнал к расширению производства и предложения, падает цена – сигнал к сокращению производства и предложения. Таким образом, через рынок регулируются пропорции общественного воспроизводства и решаются проблемы что, как и для кого производить.

Стимулирующая функция рынка позволяет производителям через сигналы о колебании цен на продукты и ресурсы, с одной стороны, привести уровень индивидуальных затрат к общественно необходимым, а с другой – внедрять в производство прогрессивные технологии и методы организации труда, позволяющие снижать затраты и увеличивать прибыль.

Санирующая функция рынка позволяет через рыночный механизм очистить общественное производство от экономически слабых, неприбыльных предприятий и гарантирует общество от возможного дефицита на товары и услуги в течение длительных периодов времени.

Социальная функция рынка состоит в том, что, повышая эффективность национальной экономики, он позволяет государству накапливать больше средств, необходимых для решения социальных проблем в обществе.

Чтобы рынок мог выполнять присущие ему функции и играть роль регулятора воспроизводства, в обществе должна сложиться его разветвленная видовая структура и инфраструктура. Видовая структура рынка формируется на базе следующих признаков:

· по объектам обмена (рынок товаров, ресурсов, денег, земли, ценных бумаг и др.);

· по охвату территории (местный, региональный, национальный, континентальный, мировой);

· по формам собственности (рынок частный, государственный, кооперативный);

· по видам конкуренции (рынок совершенной и несовершенной конкуренции);

· по формам организации обмена (рынок оптовой, розничной, посылочной и т.п. торговли);

· по степени соблюдения законодательства (рынок легальный, нелегальный, криминальный);

· по степени насыщенности товарами (рынок дефицитный, избыточный, равновесный);

· по субъектам контроля (рынок покупателя, продавца, производителя, потребителя, посредника);

· по формам расчета (наличный, безналичный, бартерный рынок).

Рынок как целостная видовая структура может обеспечивать свободное движение товаров, услуг, ресурсов лишь при наличии соответствующей инфраструктуры. Инфраструктура рынка представляет собой комплекс институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для нормального функционирования рынка всех видов. К институтам инфраструктуры рынка относят учреждения (организации):

· государственные (центральный банк и казначейство, налоговая служба, таможня, арбитражный суд, центры занятости);

· коммерческие (коммерческие банки и кредитные организации, страховые компании, товарные и фондовые биржи, аудиторские компании, а также выставки, ярмарки, аукционы);

· общественные (профсоюзные, информационные, экологические и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: