7.1. Законы спроса и предложения.
Цена спроса, цена предложения и равновесная цена
Приступая к изучению законов спроса и предложения необходимо прежде всего уяснить содержание терминов, которые при этом используются: индивидуальный спрос (предложение), рыночный спрос (предложение), величина спроса (предложения), состояние спроса или просто спрос (соответственно предложение).
Индивидуальный спрос (ИС) – величина спроса на товар данного вида со стороны одного-единственного потребителя этого товара.
Рыночный спрос (РС) – величина спроса на товар данного вида со стороны многих потребителей или сумма их индивидуального спроса.
Величина спроса (ВС) – спрос на товар данного вида, величина которого зависит только от цены товара. Это желание и способность потребителей купить определенное количество данного товара по определенной цене при всех прочих неизменных условиях рынка. Цена, которую потребители предполагают заплатить за данный товар, называется ценой спроса, в основе которой лежит полезность товара для потребителя.
Состояние спроса или просто спрос (СС) – спрос на товар данного вида, величина которого зависит не только от цены данного товара, но и от множества других условий рынка, к которым относят цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения, количество продавцов и покупателей на рынке, уровень налогов с потребителей, степень монополизации рынка, политическая ситуация в стране, погодно-климатические и другие условия.
Аналогичный смысл имеют и соответствующие термины предложения.
Индивидуальное предложение (ИП) – величина предложения данного товара одним-единственным его производителем.
Рыночное предложение (РП) – величина предложения товара данного вида многими его производителями или сумма их индивидуального предложения.
Величина предложения (ВП) – предложение товара данного вида, величина которого зависит только от цены товара. Это желание и способность производителей продать определенное количество данного товара по определенной цене при прочих неизменных условиях рынка. Цена, которую устанавливает производитель на свой товар, называется ценой предложения, в основе которой лежат затраты на производство и реализацию товара.
Состояние предложения или просто предложение (СП) – предложение данного товара, величина которого зависит не только от цены данного товара, но и от множества других условий рынка, к которым относят цены других товаров и ресурсов, характер используемых технологий, налоги и субсидии производителей, количество продавцов и покупателей, политические, погодно-климатические и другие условия.
Каждому акту купли-продажи предшествует анализ или оценка двух явлений – количества товаров, имеющихся на рынке, и уровня цен этих товаров, от состояния и изменения которых зависит объем совершаемых сделок. Любой потребитель, регулярно покупающий определенный товар на свободном рынке, не может не заметить, что если цена товара снижается, то спрос на него возрастает, а если цена повышается, то снижается спрос. Обратная связь, которая существует между изменением цены данного товара и величиной спроса на него при всех прочих равных (неизменных) условиях рынка называется законом спроса. Закон спроса выражают в виде таблиц, графиков, уравнений.
Функционально закон спроса записывают в виде уравнения
ВСА = f (ЦА),
где ВСА – величина спроса на товар "А" (зависимая переменная); ЦА – цена товара "А" (независимая переменная); f – функциональная связь.
Выражение закона спроса в виде таблицы и графика показано в табл. 7.1 и на рис. 7.1.
Таблица 7.1