double arrow

Проблема исследования


Проблемавыступает исходным толчком, порождает саму необходимость исследования. Выделение проблемы проясняет, зачем исследование вообще было проведено.

Проблема исследования есть осознание какого-то объективного противоречия. Скажем, обнаруживается несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации (привлечения работников организации к участию в ее управлении) и предъявляемыми к ней требованиями. Или констатируется наличие противоположных точек зрения ученых на изучаемое явление или процесс, различий в объяснении одного и того же научного факта (к примеру, поляризации индивидуальных мнений в ходе группового принятия решений). Подобные противоречия относятся к так называемым внешним противоречиям. Однако, возможно, студенту удастся обнаружить и внутреннее – диалектическое – противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса. Например, при исследовании учебно-профессиональной мотивации студентов выявляется противоречие между их высокой удовлетворенностью избранной профессией и стремлением после окончания вуза заниматься творческим трудом и намерением приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной работы.




Таким образом, проблема исследования формулируется как противоречие либо в самом предмете исследования, либо между подходами различных авторов к изучаемому предмету, либо между данными, полученными разными учеными. Проблему исследования нельзя формулировать как противоречие между важностью, актуальностью исследования конкретного вопроса, предмета и одновременно его недостаточной изученностью в науке.

  Пример № 1
Неправильно: Правильно:
1. «Таким образом, можно констатировать противоречие между насущной необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».   2. «В качестве проблемы исследования мы выделяем противоречие между неразработанностью проблемы идентичности на групповом уровне и ее значением для оптимизации деятельности малых групп как субъектов». 1. «Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно…». 2. «В качестве проблемы исследования мы выделяем противоречие между различными представлениями об идентичности на групповом уровне, имеющимися в науке. С точки зрения ряда авторов (А. Г. Костинская, Дж. Тернер, Г. Тэджфел и др.), групповая идентичность представляет собой осознание членами группы своей принадлежности к этой группе [26, 50, 51]. По мнению других авторов (Г. Бриквелл, У. Дойс и др.), идентичность на групповом уровне определяется как тождественность группы самой себе (или выделение ее из множества других групп) [58, 59]».






Сейчас читают про: