Данный вид работы предлагается студентам очного отделения для креативного осмысления, переработки и закрепления изучаемого материала по теории и истории культуры.
1. Составьте сравнительную таблицу: “Культурологические концепции культуры” (Н.Данилевский, А.Тойнби/ К.Леонтьев, О.Шпенглер/ Ф.Ницше, К.Ясперс/ Й.Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет/ П.Сорокин, К.Леви-Строс – на выбор).
2. Прочитайте параграф 2.1. в книге Т.А.Семилет “Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры”. Создайте и заполните последнюю колонку (сущностные характеристики подходов) в таблице № 1 на странице 60.
3. Напишите эссе, в котором опишите три дня из жизни 9-12 летнего ребенка, живущего в первобытном обществе.
4. Используя работы В.Я. Проппа и Д.К.Зеленина, проанализируйте одну из русских народных сказок.
5. Сделайте экскурсионный обзор по культурно-историческим памятникам Античности.
6. В подражании Геродоту напишите рассказ беглого раба о городах крито-микенской либо этрусской культур.
7. От имени путешественника, торговца или дипломата расскажите о культурных достопримечательностях Древнего Востока.
|
|
8. Выявите преемственность, культурные связи между культурами: крито-микенской и древнегреческой/ этрусской и древнеримской/ скифской и славянской (на выбор).
9. Определите степень влияния окружающей среды на формирование Древних цивилизаций.
10. Определите причины формирования общего и особенного в мифологических системах Древних цивилизаций.
11. От имени русского певца-сказителя (баяна) расскажите об особенностях древнерусской культуры.
12. В небольшом рассказе опишите путешествие русского человека по Европе дороманского периода либо путешествие посла (торговца) из Европы дороманского периода в Киевскую Русь.
13. Сделайте экскурсионный обзор по культурно-историческим памятникам романского либо готического искусства средневековой Европы.
14. Перечислите основные причины изменения мировоззрения средневекового человека в эпоху (северного) Возрождения.
15. Перечислите основные причины изменения мировоззрения средневекового человека в эпоху (итальянского) Возрождения.
16. Сделайте символический анализ одного из художественных произведений Западной Европы либо России ХI-ХVII веков.
17. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культуры Западной Европы и России ХVII века”.
18. Проанализируйте художественные произведения западноевропейских художников ХVII века и опишите “национальный тип красоты” в Италии, Фландрии, Голландии, Франции, Испании.
19. Напишите сочинение-размышление на следующую тему: "Если бы я был первым министром Людовика ХIV, чем бы я удивил приезжих дипломатов из других стран?"
|
|
20. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культуры ХVIII века в странах Западной Европы (Франции, Англии, Германии, Испании, Италии) и России”.
21. Напишите эссе на следующую тему: “ Особенности воплощения проблем и идеалов общества в художественных произведениях западноевропейского искусства ХVIII века”.
22. Напишите письмо другу о переменах в жизни и быте русского купца или боярина конца ХVII – начала ХVIII веков.
23. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культурных систем в странах Западной Европы и России ХIХ века ”.
24. От имени свободного горожанина расскажите о своих впечатлениях об одном из российских или западноевропейских художников, прославивших ваш город в своих произведениях.
25. От имени крестьянина расскажите о своих впечатлениях об одном из российских или западноевропейских художников, прославивших вашу местность в своих произведениях.
26. Напишите эссе на тему: “Воплощение общественно-политических и философских идей в западноевропейском искусстве начала ХХ века”.
27. Напишите эссе на тему: “Специфика реализации общественно-политических и философских идей в российском искусстве начала ХХ века”.
28. Сделайте краткий системный анализ одного из художественных произведений алтайских художников ХIХ – ХХ веков.
Проверочные задания по курсу “Культурология”
Семинарское занятие №1. Культура как система. Системный анализ художественных произведений.
Проверочное задание №1. (работа в малых группах - 2)
1. Термин "культура" возник":
а) в Древней Греции;
б) в Древней Индии;
в) В Древнем Риме;
г) в Древней Руси;
д) В Древнем Китае.
2. Культурология – это социогуманитарная наука, предметом изучения которой является:
а) теория культуры;
б) история культуры;
в) теория и история культуры.
3. Типология – это классификация предметов или явлений по принципу общности:
а) цивилизаций и культур;
б) каких-либо признаков;
в) культурно-исторического типа общества.
4. Формирование культуры предполагает:
а) сохранение лучших элементов старого;
б) создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества;
в) сохранение лучших элементов старого и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества.
5. Понятие «цивилизация» тождественно понятию «культура» в концепции:
а) Н.Бердяева;
б) Э.Тайлора;
в) О.Шпенглера;
г) К.Маркса.
6. Философы, противопоставляющие понятие «культура» понятию «цивилизация»:
а) Н.Данилевский и О.Шпенглер;
б) Т.Парсонс и Э.Тайлор;
в) П.Сорокин и Ю.Лотман.
7. Основателем цивилизационного подхода к истории культуры был
а) Г.Гегель;
б) К.Маркс;
в) О.Шпенглер;
г) З.Фрейд.
8. Идея о единстве человеческого рода, единообразии развития культуры от простых форм к сложным – это:
а) функционализм;
б) эволюционизм;
в) структурная антропология.
9. Автором книги «Россия и Европа» является:
а) П.Сорокин;
б) Н.Бердяев;
в) Н.Данилевский;
г) О.Шпенглер.
10. Работа немецкого философа и историка О. Шпенглера называется:
а) «Феномен человека»;
б) «Идеи к философии истории человечества»
в) «Закат Европы»;
г) «Три лика культуры».
11. Автором книги «Эволюция культуры» является:
а) Л.Уайт;
б) О.Шпенглер;
в) З.Фрейд;
г) П.Сорокин.
12. Фраза «Культура возникает в игре, как игра» принадлежит:
а) О.Шпенглеру;
б) Й.Хейзинга;
в) А.Тойнби;
г) Н.Данилевскому.
13. Автор теории, согласно которой культура основана на принуждении, запрете влечений. Данная культура служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми:
а) Й.Хейзинга;
б) О.Шпенглер;
|
|
в) З.Фрейд;
г) П.Сорокин.
14. «Аполлоническое» и «дионисическое» начала в культуре впервые выделил:
а) Г.Гегель;
б) И.Кант;
в) А.Шопенгауэр;
г) Ф.Ницше.
15. Работа нидерландского ученого Й.Хейзинга, в которой он излагает свою концепцию культуры называется:
а) «Первобытная культура»;
б) «Закат Европы»;
в) «Культура и личность»;
г) «Человек играющий».
16. Назовите тип искусства, описанный П.Сорокиным в следующем отрывке: "Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу"?:
а) чувственное искусство;
б) идеациональное искусство;
в) идеалистическое искусство.
17. «Его мир частично сверхъестественный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в благороднейшем проявлении». Данный тип искусства П.Сорокин называл:
а) чувственным;
б) идеациональным;
в) идеалистическим.
18. Историю культуры в настоящее время изучают с точки зрения подходов:
а) структурно-функционального;
б) системного и синергетического;
в) структурно-функционального, системного и синергетического.
19. С точки зрения культурогенеза:
а) человечество придет к однородному состоянию;
б) реально существует история различных, несводимых друг к другу культур.
20. Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции:
а) передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени;
б) передаются от поколения к поколению, но не сохраняются в течение длительного времени;
в) не сохраняются в течение длительного времени и не передаются от поколения к поколению;
г) сохраняются в течение длительного времени, но не передаются от поколения к поколению.
21. Для науки характерно мышление:
а) в понятиях;
б) в художественных образах;
в) в понятиях и художественных образах.
|
|
22. Основными элементами религии являются:
а) религиозное сознание;
б) религиозное сознание и религиозный культ;
в) религиозное сознание, религиозный культ и религиозная организация.
23. Главная особенность морали в том, что человек оценивает свои и чужие поступки в категориях:
а) зла и красоты;
б) добра и зла;
в) красоты и добра.
24. Важная особенность морали заключается в том, что она состоит:
а) из четко фиксированных правовых норм;
б) из “неписанных” законов;
в) из четко фиксированных правовых норм и “неписанных” законов.
25. К универсальным нравственным нормам относятся те, которых придерживаются в целом:
а) всегда, но не везде;
б) всегда и везде;
в) не всегда и не везде;
г) не всегда, но везде.
26. Установить соответствие:
а) Временные искусства 1. архитектура
б) Пространственные искусства 2. театр
в) Пространственно-временные 3. литература
4. скульптура
5. декоративно-прикладное искусство
6. музыка
7. кино
8. живопись.
27. Выберите не менее двух из предложенных понятий и дайте им определения: эволюция, инволюция, революция, трансформация.
28. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: культура, обряд, ритуал, искусство, барельеф, горельеф, марина, стаффаж.
29. Выберите не менее четырех из предложенных понятий и дайте им определения: стиль, метод, светотень, колорит, композиция, ракурс, перспектива, штриховка, сюжет, рисунок.
30. Составьте алгоритм системного анализа художественного произведения.
31. Назовите основные проблемы, раскрываемые в философском анализе художественного произведения.