Творческие задания

Данный вид работы предлагается студентам очного отделения для креативного осмысления, переработки и закрепления изучаемого материала по теории и истории культуры.

1. Составьте сравнительную таблицу: “Культурологические концепции культуры” (Н.Данилевский, А.Тойнби/ К.Леонтьев, О.Шпенглер/ Ф.Ницше, К.Ясперс/ Й.Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет/ П.Сорокин, К.Леви-Строс – на выбор).

2. Прочитайте параграф 2.1. в книге Т.А.Семилет “Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры”. Создайте и заполните последнюю колонку (сущностные характеристики подходов) в таблице № 1 на странице 60.

3. Напишите эссе, в котором опишите три дня из жизни 9-12 летнего ребенка, живущего в первобытном обществе.

4. Используя работы В.Я. Проппа и Д.К.Зеленина, проанализируйте одну из русских народных сказок.

5. Сделайте экскурсионный обзор по культурно-историческим памятникам Античности.

6. В подражании Геродоту напишите рассказ беглого раба о городах крито-микенской либо этрусской культур.

7. От имени путешественника, торговца или дипломата расскажите о культурных достопримечательностях Древнего Востока.

8. Выявите преемственность, культурные связи между культурами: крито-микенской и древнегреческой/ этрусской и древнеримской/ скифской и славянской (на выбор).

9. Определите степень влияния окружающей среды на формирование Древних цивилизаций.

10. Определите причины формирования общего и особенного в мифологических системах Древних цивилизаций.

11. От имени русского певца-сказителя (баяна) расскажите об особенностях древнерусской культуры.

12. В небольшом рассказе опишите путешествие русского человека по Европе дороманского периода либо путешествие посла (торговца) из Европы дороманского периода в Киевскую Русь.

13. Сделайте экскурсионный обзор по культурно-историческим памятникам романского либо готического искусства средневековой Европы.

14. Перечислите основные причины изменения мировоззрения средневекового человека в эпоху (северного) Возрождения.

15. Перечислите основные причины изменения мировоззрения средневекового человека в эпоху (итальянского) Возрождения.

16. Сделайте символический анализ одного из художественных произведений Западной Европы либо России ХI-ХVII веков.

17. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культуры Западной Европы и России ХVII века”.

18. Проанализируйте художественные произведения западноевропейских художников ХVII века и опишите “национальный тип красоты” в Италии, Фландрии, Голландии, Франции, Испании.

19. Напишите сочинение-размышление на следующую тему: "Если бы я был первым министром Людовика ХIV, чем бы я удивил приезжих дипломатов из других стран?"

20. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культуры ХVIII века в странах Западной Европы (Франции, Англии, Германии, Испании, Италии) и России”.

21. Напишите эссе на следующую тему: “ Особенности воплощения проблем и идеалов общества в художественных произведениях западноевропейского искусства ХVIII века”.

22. Напишите письмо другу о переменах в жизни и быте русского купца или боярина конца ХVII – начала ХVIII веков.

23. Составьте сравнительную таблицу “Особенности развития культурных систем в странах Западной Европы и России ХIХ века ”.

24. От имени свободного горожанина расскажите о своих впечатлениях об одном из российских или западноевропейских художников, прославивших ваш город в своих произведениях.

25. От имени крестьянина расскажите о своих впечатлениях об одном из российских или западноевропейских художников, прославивших вашу местность в своих произведениях.

26. Напишите эссе на тему: “Воплощение общественно-политических и философских идей в западноевропейском искусстве начала ХХ века”.

27. Напишите эссе на тему: “Специфика реализации общественно-политических и философских идей в российском искусстве начала ХХ века”.

28. Сделайте краткий системный анализ одного из художественных произведений алтайских художников ХIХ – ХХ веков.

Проверочные задания по курсу “Культурология”

Семинарское занятие №1. Культура как система. Системный анализ художественных произведений.

Проверочное задание №1. (работа в малых группах - 2)

1. Термин "культура" возник":

а) в Древней Греции;

б) в Древней Индии;

в) В Древнем Риме;

г) в Древней Руси;

д) В Древнем Китае.

2. Культурология – это социогуманитарная наука, предметом изучения которой является:

а) теория культуры;

б) история культуры;

в) теория и история культуры.

3. Типология – это классификация предметов или явлений по принципу общности:

а) цивилизаций и культур;

б) каких-либо признаков;

в) культурно-исторического типа общества.

4. Формирование культуры предполагает:

а) сохранение лучших элементов старого;

б) создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества;

в) сохранение лучших элементов старого и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества.

5. Понятие «цивилизация» тождественно понятию «культура» в концепции:

а) Н.Бердяева;

б) Э.Тайлора;

в) О.Шпенглера;

г) К.Маркса.

6. Философы, противопоставляющие понятие «культура» понятию «цивилизация»:

а) Н.Данилевский и О.Шпенглер;

б) Т.Парсонс и Э.Тайлор;

в) П.Сорокин и Ю.Лотман.

7. Основателем цивилизационного подхода к истории культуры был

а) Г.Гегель;

б) К.Маркс;

в) О.Шпенглер;

г) З.Фрейд.

8. Идея о единстве человеческого рода, единообразии развития культуры от простых форм к сложным – это:

а) функционализм;

б) эволюционизм;

в) структурная антропология.

9. Автором книги «Россия и Европа» является:

а) П.Сорокин;

б) Н.Бердяев;

в) Н.Данилевский;

г) О.Шпенглер.

10. Работа немецкого философа и историка О. Шпенглера называется:

а) «Феномен человека»;

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Закат Европы»;

г) «Три лика культуры».

11. Автором книги «Эволюция культуры» является:

а) Л.Уайт;

б) О.Шпенглер;

в) З.Фрейд;

г) П.Сорокин.

12. Фраза «Культура возникает в игре, как игра» принадлежит:

а) О.Шпенглеру;

б) Й.Хейзинга;

в) А.Тойнби;

г) Н.Данилевскому.

13. Автор теории, согласно которой культура основана на принуждении, запрете влечений. Данная культура служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми:

а) Й.Хейзинга;

б) О.Шпенглер;

в) З.Фрейд;

г) П.Сорокин.

14. «Аполлоническое» и «дионисическое» начала в культуре впервые выделил:

а) Г.Гегель;

б) И.Кант;

в) А.Шопенгауэр;

г) Ф.Ницше.

15. Работа нидерландского ученого Й.Хейзинга, в которой он излагает свою концепцию культуры называется:

а) «Первобытная культура»;

б) «Закат Европы»;

в) «Культура и личность»;

г) «Человек играющий».

16. Назовите тип искусства, описанный П.Сорокиным в следующем отрывке: "Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу"?:

а) чувственное искусство;

б) идеациональное искусство;

в) идеалистическое искусство.

17. «Его мир частично сверхъестественный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в благороднейшем проявлении». Данный тип искусства П.Сорокин называл:

а) чувственным;

б) идеациональным;

в) идеалистическим.

18. Историю культуры в настоящее время изучают с точки зрения подходов:

а) структурно-функционального;

б) системного и синергетического;

в) структурно-функционального, системного и синергетического.

19. С точки зрения культурогенеза:

а) человечество придет к однородному состоянию;

б) реально существует история различных, несводимых друг к другу культур.

20. Наиболее устойчивая сторона культуры – культурные традиции:

а) передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени;

б) передаются от поколения к поколению, но не сохраняются в течение длительного времени;

в) не сохраняются в течение длительного времени и не передаются от поколения к поколению;

г) сохраняются в течение длительного времени, но не передаются от поколения к поколению.

21. Для науки характерно мышление:

а) в понятиях;

б) в художественных образах;

в) в понятиях и художественных образах.

22. Основными элементами религии являются:

а) религиозное сознание;

б) религиозное сознание и религиозный культ;

в) религиозное сознание, религиозный культ и религиозная организация.

23. Главная особенность морали в том, что человек оценивает свои и чужие поступки в категориях:

а) зла и красоты;

б) добра и зла;

в) красоты и добра.

24. Важная особенность морали заключается в том, что она состоит:

а) из четко фиксированных правовых норм;

б) из “неписанных” законов;

в) из четко фиксированных правовых норм и “неписанных” законов.

25. К универсальным нравственным нормам относятся те, которых придерживаются в целом:

а) всегда, но не везде;

б) всегда и везде;

в) не всегда и не везде;

г) не всегда, но везде.

26. Установить соответствие:

а) Временные искусства 1. архитектура

б) Пространственные искусства 2. театр

в) Пространственно-временные 3. литература

4. скульптура

5. декоративно-прикладное искусство

6. музыка

7. кино

8. живопись.

27. Выберите не менее двух из предложенных понятий и дайте им определения: эволюция, инволюция, революция, трансформация.

28. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: культура, обряд, ритуал, искусство, барельеф, горельеф, марина, стаффаж.

29. Выберите не менее четырех из предложенных понятий и дайте им определения: стиль, метод, светотень, колорит, композиция, ракурс, перспектива, штриховка, сюжет, рисунок.

30. Составьте алгоритм системного анализа художественного произведения.

31. Назовите основные проблемы, раскрываемые в философском анализе художественного произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: