double arrow

Семинарское занятие № 9. Европейская и российская культура середины ХХ – начала ХХI веков. Глобальные проблемы современности


Проверочное задание №9.(малые группы – 3 или 4).

1. Для толпы характерна:

а) быстрая внушаемость, похожая на гипноз;

б) легкая возбудимость, вызываемая эмоциями;

в) быстрая внушаемость, похожая на гипноз и легкая возбудимость, вызываемая эмоциями.

2. Маргинальные ситуации характерны:

а) для периодов революций, миграции населения;

б) для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках;

в) для периодов революций, миграции населения и для случаев попадания в культурную среду с чужими обычаями, при межэтнических браках.

3. Установить соответствие:

а) Массовая культура 1. сложная по содержанию

б) Элитарная культура 2. демократичная, не делит людей на

классы, нации, по уровню бедности

и богатства

3. трудная для неподготовленного восприятия

4. общедоступная.

4. Среди указанных ниже характеристик выберите те, которые в совокупности наиболее полно отражают понятие “человек массы” (Нужное запишите):

а) заурядный, с закупоренным сознанием;

б) формирующий новые парадигмы;

в) живущий в соответствии со стереотипами;

г) без чувства исторической ответственности;




д) отрицающий действительность;

е) воспринимающий людей в качестве придатка, обслуживающего элемента машины;

ж) мифологизирующий культуру прошлого;

з) не способный к сочувствию, сопереживанию ближнему;

и) стремящийся к духовному обновлению.

5. Установить соответствие:

а) Модерн 1. возник при переходе от индустриализма к

б) Постмодерн постиндустриализму

2.возник при переходеот капитализма к индустриализму

3. окончательно дифференцировал искусство на массовое и элитарное

4. был направлен на разрешение парадоксов кризиса культуры с помощью восстановления целостности подсистем и элементов

5. формировал новый тип личности – странной, утопичной, сочетающей противоречия, с внутренней духовной красотой

6. выделил из массовой коммерческую культуру

7. снял противоречия в культуре за счет разрастания нейтральной зоны

8. создал условия для появления новых жанров искусства, таких как плакат и фотомонтаж.

6. Основными тенденциями в развитии современных народов являются:

а) дифференциация;

б) интеграция;

в) дифференциация и интеграция.

7. Какая из ниже перечисленных парадигмальных установок относится к современной западноевропейской культуре:

а) теоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) пантеизм.

8. Интеграции культуры способствует:

а) Научно-технический прогресс;

б) Научно-технический прогресс и общие тенденции в развитии образования;

в) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования и подвижность населения;

г) Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, подвижность населения и мировое разделение.



9. Установить соответствие:

а) Церковь 1. замкнутость, изолированность верующих

б) Секта от всех остальных

2.официальное признание

3. стремление увеличить число своих приверженцев

4. стремление к ограничению рядов верующих.

10. Исключите лишнее:

а) Античность;

б) Ренессанс;

в) Классицизм;

г) Ампир;

д) Модерн.

11. Установите правильную последовательность смены архитектурных стилей в России первой половины ХХ века:

- ампир;

- эклектика;

- модерн;

- неоклассизм.

12. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: модерн, постмодерн, поп-арт, оп-арт, эл-арт, окр-арт, хеппининг.

13. Выберите не менее трех из предложенных понятий и дайте им определения: концептуализм, дадаизм, деревенская проза, возвращенная литература, агитационный фарфор.

14. Назовите не менее пяти общих закономерностей развития российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.

15. Назовите не менее пяти специфических характеристик в развитии российской и европейской культурных систем ХХ – начала ХХI веков.

16. В соответствии с доминирующими жанрами выделите этапы становления искусства кино в России (в том числе на Алтае) ХХ века.

17. В соответствии с основоположниками систем перечислите основные направления в развитии театрального искусства в России ХХ века.

Проверочное задание №10 - блиц-тест.(индивидуально, з/о-*)

I. Выберите правильный вариант ответа:



1. К стабильным периодам развития культуры относятся: *

а) первобытность, средневековье, возрождение;

б) древние цивилизации, новое время, новейшее время;

в) античность, эллинизм, просвещение.

2. Нерасчлененность, слитность культуры первобытного общества выражается понятием: *

а) этноцентризм;

б) синкретизм;

в) транскультурация.

3. Наиболее почитаемым триглавом богов в Древнем Египте были: *

а) Амон, Хапи, Нут;

б) Осирис, Исида, Гор;

в) Птах, Ра, Тот.

4. К архитектурным памятникам Древнего Египта относятся: *

а) солнечные храмы, пирамиды, мастабы;

б) пирамиды, мастабы, сфинксы;

в) зиккураты, храмы-леса, солнечные храмы.

5. Зиккурат, как форма архитектурного сооружения характерна для культуры:*

а) Древнего Египта;

б) Древней Индии;

в) Двуречья.

6. В месопотамской мифологии приставки эн, ан, а также ин обозначали:

а) женское начало, воду и влагу;

б) мужское начало, воздух и небо;

в) мужское и женское начала.

7.Варно–кастовый строй характерен для культуры: *

а) Древней Индии;

б) Древней Греции;

в) Древнего Египта.

8. К литературным произведениям древнеиндийской культуры относятся:

а) Махабхарата и Рамаяна;

б) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра;

в) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита и Калидас;

г) Махабхарата, Рамаяна, Панчатантра, Бхагавадгита, Калидас, Авеста.

9. В конфуцианстве в качестве единого всеобщего начала выступает:

а) небо;

б) космос;

в) Бог.

10. Какая из мировых религий утверждает идею реинкарнации (перерождения души): *

а) христианство;

б) буддизм;

в) ислам.

11. В какой из мировых религий человек рассматривается как ценность, земное воплощение Бога: *

а) ислам;

б) буддизм;

в) христианство.

12. Аскетизм как образ жизни был широко распространен в эпоху: *

а) Античности;

б) Средневековья;

в) Возрождения.

13. В культуре Западной Европы одним из первых стилей был: *

а) романский;

б) романтизм;

в) академизм.

14. Стиль «романтизм» был сформирован в эпоху: *

а) Средневековья;

б) Возрождения;

в) Просвещения.

II. Кто автор следующих произведений искусства?

1. “Корабельная роща ”: *

а) В.Г. Перов;

б) И.Шишкин;

в) Ю.А. Васнецов.

2. “Паралитик или плоды хорошего воспитания”:

а) Оноре Домье;

б) Уильям Хогарт;

в) Жан-Батист Грез.

3. “Боярыня Морозова”: *

а) И.Я. Билибин;

б) В.И. Суриков;

в) И.Е. Репин.

4. “Весна”: *

а) Сандро Ботиччелли;

б) Франсуа Буше;

в) Леонардо да Винчи.

5. “Бедная Лиза”: *

а) Г.Державин;

б) А.Сумароков;

в) Н.Карамзин.

6. “Всадник, смерть и дьявол”: *

а) Иероним Босх;

б) Франсиско Гойя;

в) Альберт Дюрер.

7. “Заморские гости ”:

а) В.Тропинин;

б) Н.Рерих;

в) С.Дали.

8. “Возвращение блудного сына”:*

а) Рембрандт;

б) Франс Хальс;

в) Пьетро Лонге.

9. “Тройка”: *

а) К.Ф. Юон;

б) В.Г. Перов;

в) И.Я. Билибин.

10. “Падение Икара”:

а) П.Брейгель;

б) И.Босх;

в) А.Дюрер.

11. “Демон поверженный”: *

а) В.М.Васнецов;

б) М.А.Врубель;

в) В.Серов.

12. “Аркадские пастухи”:

а) Н.Пуссен;

б) К.Лорен;

в) С.Вуэ.

13. “Троица”: *

а) Ф.Грек;

б) А.Рублев;

в) Дионисий.

14. “Борис Годунов”:*

а) С. Рахманинов;

б) П.И. Чайковский;

в) М.П.Мусоргский.

15. “Четыре философа ”:

а) А.Дюрер;

б) П.Пикассо;

в) П.Рубенс.

16. “Лебединое озеро”:*

а) Н.А. Римский-Корсаков;

б) А.П. Бородин;

в) П.И. Чайковский.

17. “Сикстинская Мадонна”:*

а) Микеланджело;

б) Рафаэль Санти;

в) Леонардо да Винчи.

18. “Братья Карамазовы”:*

а) Ф.М. Достоевский;

б) Л.Н. Толстой;

в) И.А. Гончаров.

19. “Рабочий и колхозница”:*

а) И.Д. Шадр;

б) В.И. Мухина;

в) Н.А. Андреев.

20. “Корабль дураков”:

а) И.Босх;

б) П.Брейгель;

в) Л.Кранах.

21. “Богатыри”:*

а) В.А. Серов;

б) М.В. Нестеров;

в)В.М. Васнецов.

22. “Впечатление”:

а) К.Моне;

б) Писсаро;

в) Ренуар.

23. “Последний день Помпеи”: *

а) А.Иванов;

б) Ф.Бруни;

в) К.Брюллов.

24. “Легковерие, суеверие и фанатизм”:

а) Х.Рибера;

б) У.Хогарт;

в) Ж.-Б.Грез.

25. “Христос в пустыне”:

а) И.Н.Крамской;

б) М.В.Нестеров;

в) И.И.Левитан.

26. “Гаргантюа и Пантагрюэль”:

а) У.Шекспир;

б) Л.Пульчи;

в) Фр.Рабле.

27. “Смольный собор ” в Петербурге: *

а) Ж-Б.Леблон;

б) Дж.Фонтана;

в) Ф.-Б.Расстрели.

28. “Едоки картофеля”:

а) Франсиско Гойя;

б) Винсент Ван Гог;

в) Поль Гоген.

29. “Апофеоз войны”: *

а) А.Иванов;

б) В.Борисов-Мусатов;

в) В.Верещагин.

30. “Поцелуй Иуды”:

а) Джотто;

б) Мазаччо;

в) Рафаэль.

31. “Портрет А.П. Струйской”:

а) В.Л.Боровиковский;

б) Д.С.Левицкий;

в) Ф.С.Рокотов.

32. “Четыре апостола”: *

а) И.Босх;

б) П.Брейгель;

в) А.Дюрер.

34. “Что есть истина?”: *

а) И.Н.Крамской;

б) И.И.Левитан;

в) Н.Н.Ге.

35. “Похвала глупости”: *

а) Т.Мор;

б) Э.Роттердамский;

в) Л.Комоэнс.

36. “Сватовство майора”:

а) П.Федотов;

б) А.Куинджи;

в) В.Поленов.

37. “Экстаз святой Терезы”:

а) Донателло;

б) Л.Бернини;

в) Д.Фонтана.

38. “Божественная комедия ”: *

а) Сервантес;

б) Дж.Боккаччо;

в) А.Данте.

39. “Тошнота”:

а) А.Камю;

б) Ж-П.Сартр;

в) Дж.Болдуинг.

40. “Михайловский дворец” (Русский музей) в Петербурге: *

а) В.П.Стасов;

б) К.И.Росси;

в) О.И.Бове.

41. “Расстрел со 2 на 3 мая 1805 года ”:

а) Франсиско Гойя;

б) Винсент Ван Гог;

в) Уильям Тернер.

42. Фонтан “Самсон” в Петербурге: *

а) А.Д.Захаров;

б) О.И.Бове;

в) А.Н.Воронихин.

43. “Хромоножка”:

а) Х.Рибера;

б) С.Дали;

в) И.Босх.

44. “Граждане Кале”:

а) Сержент;

б) Роден;

в) Либерман.

III. Выберите правильное определение следующих понятий:

1. Архетип: *

а) тип национальной культуры;

б) первообраз, составляющий содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга;

в) тип ментальности.

2. Национальный характер:

а) совокупность эмоционально–чувственных способов освоения мира;

б) совокупность наиболее устойчивых, основных для данной национальной общности, особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него;

в) совокупность быстро изменяющихся реакций этноса на происходящие события,

3. Фреска: *

а) светло-фиолетовая краска;

б) древнегреческий сосуд для охлаждения жидкостей;

в) техника стенной росписи.

4. Колорит: *

а) неизменный, условный цвет на заднем плане картины;

б) взаимодействие цветов в пределах одной картины;

в) техника написания картины.

5. Перспектива: *

а) учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства;

б) техника, используемая для построения композиции;

в) ритмическая организация пространства.

6. Эстамп:

а) основание колонны;

б) античный памятник;

в) вид графики.

7. Минарет: *

а) бассейн для омовения в Древней Индии;

б) две башни, расположенные по обе стороны от места для оповещения о начале службы;

в) дарохранительница в Древнем Китае.

8. Мозаика: *

а) изображение из плотно прилегающих друг к другу цветных кусков дерева, металла, стекла, камня;

б) античное панно;

в) внутренняя часть романского храма.

9. Эсхил:

а) нижняя часть дорической колонны;

б) способ выявления объемности форм;

в) древнегреческий драматург.

10. Танка: *

а) пятистишие в Древней Японии;

б) один из видов европейской средневековой литературы;

в) часть древнегреческого храма.

11. Барельеф: *

а) высокий рельеф;

б) низкий рельеф;

в) углубленный рельеф.

12. Эклектика:

а) тотальное отрицание целостности;

б) смешение стилей;

в) модное течение двадцатого века.

13. Пагода: *

а) хранилище священных реликвий в Древнем Китае;

б) маяки в Древней Японии;

в) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений.

14. Тогатус:

а) вид скульптуры в Древнем Риме;

б) вид китайской литературы;

в) название театральной пьесы.

15. Лисипп:

а) римский император;

б) часть декора в виде пальмового листа;

в) древнегреческий скульптор.

16. Капище: *

а) место для совершения языческих обрядов и жертвоприношений;

б) один из древнеславянских мифов;

в) обряд в средневековой Европе.

17. Витраж: *

а) вытянутая по горизонтали композиция;

б) застекленная поверхность окон или дверей;

в) боковая пристройка к основному зданию.

18. Контрфорс:

а) вид древнегреческой скульптуры;

б) часть готического храма;

в) технический прием в изобразительном искусстве.

19. Чайтья:

а) скальный храм;

б) вид поэзии в средневековой Индии;

в) тип китайской архитектуры.

20. Лаокоон: *

а) юноша играющий;

б) римский полководец;

в) троянский жрец.

21. Ямато-э:

а) древнее название Японии;

б) иллюстрация светского романа, повести, дневника;

в) тип средневекового восточного садово-паркового ансамбля.

22. Фаюмский портрет: *

а) посмертная маска в Древнем Риме;

б) вид арабской живописи;

в) восковая живопись в эллинистическом Египте.

23. Веды: *

а) часть буддийской религии;

б)первые книги в Древней Индии;

в) древнекитайские философско-религиозные литературные произведения.

24. Олимпия:

а) место проживания древнегреческих богов;

б) салон импрессионистов;

в) название картины в силе “классицизм”.

25. Синтоизм: *

а) национальная религия в Древней Индии;

б) философское учение в Древней Греции;

в) национальная религия в Древней Японии.

IV. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

1. Перечислите храмы и статуи Акрополя в Афинах. Каковы их стилевые различия и месторасположение в афинском Акрополе.

2. Назовите популярные классические музыкальные произведения России и Европы ХVII-ХVIII веков. Укажите название, автора либо название, страну и время его создания.

3. Перечислите известные вам типы театра (например: лилу, театр жестокости).







Сейчас читают про: