Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма в нач. XX века

При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это – переход капитализма на качественно новый уровень – стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.

Ныне большинство историков считает, что эпохальным событием XX в., изменившим образ мира, является Первая мировая война. С нее ведется отсчет времени новой исторической эпохи.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории выступает утверждение монополистического капитализма, признаки которого проявились на рубеже XIX и XX вв. Производительные силы стали определяюще влиять на все сферы общественной жизни. Формирование в передовых странах Запада таких организационных экономических объединений, как картели, синдикаты, тресты и концерны привело к монополизации производства и сбыта выпускаемой продукции по диктуемым ими ценам. Одновременно происходило укрупнение и монополизация банковского капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии. Капитал стал экспортироваться в страны, где за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы прибыль будет больше, чем в митрополии. Экономическая экспансия стимулировала борьбу за передел мира между крупными колониальными странами. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий были в основе Первой и Второй мировых войн.

Первая мировая война (1914–1918) потрясла основы западноевропейской цивилизации, привела к распаду прежних государственных образований и, прежде всего, империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской. Возник ряд новых самостоятельных государств. Были поставлены под сомнение ценности XVIII–XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека.

Кризис Западной цивилизации – это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. Провозглашенный в 1933 г. «Новый курс» президента Рузвельта предполагал участие государства в регулировании экономических проблем, проведении государством активной социальной политики. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий, направленных на ограничение власти монополий, закрепление контроля со стороны государства за финансовой сферой, легализацию деятельности профсоюзов и установление продолжительности трудового дня, стимулирование развития фермерских хозяйств.

Принципиально иным путем происходило преодоление кризиса в Германии, поражение которой в первой мировой войне и унизительные условия Версальского мира создали благоприятную почву для победы в стране фашизма. В отличие от итальянских германские фашисты называли себя нацистами, поскольку их партия именовалась «Национал – социалистическая немецкая рабочая партия».

Фашизм – европейское, по преимуществу, политическое движение XX в. и особая специфическая форма государственного правления. Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути, для которого в качестве альтернативы выдвигались: жесткий государственный контроль за экономической жизнью; создание социально справедливого «народного общества» за счет эксплуатации или физического уничтожения (геноцида)

других народов, объявленных неполноценными; отказ от демократии, тотальное огосударствление общества и объединение вокруг вождя (фюрера); контроль за всеми сторонами жизни, включая личную и духовную.

Пришедший в 1933 г. к власти в Германии фашизм во главе с Гитлером, ликвидировав социал-демократическую и коммунистическую оппозицию, сумел сплотить разные слои общества вокруг идеи мирового господства немецкой нации (арийской расы). Фашизм развязал в 1939 г. Вторую мировую войну и был разгромлен странами антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза.

После Второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владения собственностью (акционерной, кооперативной). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс», заинтересованный в стабильности общества, в демократии и охране прав личности. На базе национальных программ осуществлялось строительство моделей «шведского», «германского» социализма, базирующихся на социал-демократической идеологии. Интернационализация экономических связей, распространение транснациональных корпораций (ТНК), возрастание интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности общества сопровождалось созданием многонациональных политических, экономических, религиозных и иных объединений и организаций. Появились концепции глобализации мировых процессов.

XX в. характеризуется распадом колониальной системы, модернизацией стран традиционалистских цивилизаций. К XX в. была завершена колонизация огромных пространств Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании.

Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Но интенсивный распад колониальной системы начался после Второй мировой войны. В 1943-1959 гг. независимость обрели 20 стран, в 1960–1970 гг. – около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало возможность процветания. В экономическом отношении освободившиеся страны оставались в полной зависимости от своих метрополий, были «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства.

На смену колониализму пришел неоколониализм – система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном, зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям различные привилегии – от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важнейших инструментов неоколониалистской политики является так называемая финансовая помощь, в результате которой освободившиеся государства попадают в долговую кабалу.

Одна из важнейших характерных особенностей XX в. – это глобализация социальных и культурных процессов, ведущих, по мнению ряда ученых, к формированию общепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Но было бы упрощением истолковывать процесс глобального сотрудничества народов и регионов как тенденцию к принятию членами мирового сообщества общей унифицированной системы ценностей.

Несомненно, что наряду с системообразующими процессами (информация, связь, транспорт, разделение общественного труда) в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Реакцией на глобализацию является интенсивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает исчезновение своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов.

Рост взаимозависимости всех сообществ и регионов очевиден, особенно в сфере экономической жизни. Однако существует мнение, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог, который идет по многим каналам и приобрел во второй половине XX в. всеобщий глобальный характер. Каждое сообщество берет от общечеловеческого опыта те формы жизни, которые оно желает освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей. Поэтому так называемая глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер.

Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология оказалась способной обеспечить мобилизацию населения, не взирая на классовые различия, ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Интернационализм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») - термин марксистской идеологии, обозначавший солидарность пролетариата разных стран в борьбе против эксплуататоров. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации. Понятие используется в качестве антитезы национализма. В советской идеологической системе «пролетарский интернационализм» противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как шовинизм и идеология национальной исключительности, с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всяких национальных корней.

Политическая интеграция (англ.Political Integration) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. Одним из характерных результатов такой интеграции является объединение этих структур. При этом необходимо наличие как формальных, так и неформальных институтов для совместного решения каких-либо вопросов. Предполагается, что в интегрируемом сообществе повышается уровень трансакций между участниками интеграции и возрастание общности интересов и ценностей.

Карл Дойч видит в интеграции, что конфликты между государствами будут получать мирное разрешение при наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий. Таким образом он видит интеграцию и как состояние, и как процесс. Интеграцию как состояние лучше рассматривать в качестве политического сообщества.

Процесс интеграции позволяет добиться максимальной взаимной выгоды с минимальными издержками для всех субъектов, которые в нем участвуют. Тем не менее интеграция требует существенной подготовки всех субъектов к этому процессу, а также хорошего качества управления ими.

При создании новых политических интеграций необходимо снижать влияние предыдущего состояния, которое можно существенно замедлить процесс интерграции. Поэтому предпосылкой этого процесса является дезинтеграция, которая освобождает субъекты от прежних стереотипов.

Политическая интеграция имеет две основные формы: внутригосударственная и межгосударственная. При этом внутри каждой из этих форм могут происходить интеграции на более низких уровнях, например, межпартийная интеграция, обычно приводящая к созданию одной достаточно мощной и сплоченной партии.

Интернационализация, происходящая в современном мире, является как бы толчком к началу межгосударственной интеграции. После распада социализма в мире меняется парадигма развития, и от двух враждебных макро-государств общество создает систему полицентричности. Проведенная таким образом перегруппировка политических сил позволяет государствам найти свои места в мировом сообществе.

Внутригосударственная интеграция похожа по форме на межгосударственную, но по содержанию существенно отличается. В постсоциалистических странах происходит дезинтеграция прежнего единства. Именно она и позволяет создавать принципиально новые политические субъекты, которые могут осознанно решать необходимые задачи, направленные на развития интеграции внутри своих регионов и субъектов.

Сепаратизм - (фр. separatisme, от лат. separatus - отдельный), стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В отличие от национально-освободительного движения сепаратизм обычно выражает интересы определенных кругов местной буржуазии. Вместе с тем он может отражать и стремление национальных меньшинств в буржуазных многонациональных государствах к самостоятельным действиям и созданию самостоятельных государств или автономных областей.; Сепаратизм (фр. separatisme от лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В марксистско-ленинской фразеологии проводилось противопоставление между сепаратизмом и национально-освободительным движением. Национально-освободительное движение представлялось как положительное, прогрессивное явление, соответствующее общей направленности антиимпериалистической, антиколониальной борьбы народов (напр., движение в Восточном Пакистане, приведшее к отделению от Пакистана и образованию Бангладеш). Сепаратизм, однако, характеризовался как негативное явление, поскольку он «отвлекал» людей от антиимпериалистической борьбы в угоду узкоклассовым интересам национальной верхушки, препятствовал достижению единства сил в антиимпериалистической борьбе. Сепаратистами обычно именовались национальные движения, противостоявшие правительствам «прогрессивных», «демократических» (в марксистском понимании) государств, идущих по пути социалистического или некапиталистического развития (Биафра в Нигерии, Катанга в Конго, Нагаленд и др. в Индии, Кабинда в Анголе, Тамил Илама на Шри Ланке и т. д.).

Термин происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие».

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Она означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).

Одной из ключевых характеристик демократии является принцип равноправия всех без исключения граждан перед законом с его установкой «один человек — один голос». Без свободы слова и прессы, а также доступа к информации, касающейся общественных дел, право голоса теряет смысл!

Демократическая форма правления придерживается принципа, согласно которому решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Важным признаком демократического режима является плюрализм (от лат. pluralie — множественный), при котором политическая власть осуществляется противоборствующими и уравнове­шивающими друг друга политическими партиями, а также организациями. Гласность в деятельности государства — один из самых важных демократических принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления с их деятельностью. Гласность — наиболее массовая форма контроля населения за работой органов власти.

Известный английский политик У. Черчилль сказал, что демократия — худшая форма правления, если не считать всех остальных. Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Однако человечество пока ничего лучшего не придумало. Демократия лучшая форма правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.

Авторитарным может быть назван политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы жизни общества.

При авторитаризме власть осуществляется централизованно и однолинейно сверху, игнорируется или существенно снижается роль других и, прежде всего представительных институтов. В условиях авторитаризма возможно формальное существование контролируемых властью парламента, партий, профсоюзов, разделения властей и других атрибутов демократии, т.е. гражданское общество не поглощается целиком. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во неполитические сферы и, прежде всего в экономику, культуру.

Авторитарному режиму присуща неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору. Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции и видных общественных деятелей, отвергающих проводимую режимом политику. Оппоненты объявляются обычно личными врагами руководителей режима.

Для авторитарного режима характерна монополия власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Однако сохраняется автономия личности и общества во в неполитических сферах. Граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий своей автономии и безопасности. Ограничение свободы носит разрешительный характер, т.е. запреты все четко определены.

Соответствующая авторитаризму политическая система занимает как бы промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и прочих факторов он в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма. Такой переходный характер авторитарный политический строй носит в последние десятилетия XX в. Так, авторитарный режим Ф. Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, перерос затем в тоталитаризм. В ряде же других государств (Корее, Чили, Таиланде, Гаити, Панаме, Аргентине и некоторых других латиноамериканских странах) авторитаризм постепенно эволюционировал по пути демократии. Однако существуют и государства с весьма выраженным авторитарным режимом (Саудовская Аравия, Бру­ней, Оман, Абу-Даби, Дубай и др.).

Следует отметить, что ряд авторитарных государств показал свою экономическую эффективность, способность создать «экономическое чудо» с политической стабильностью, сильную власть со свободной экономикой. Авторитарная власть обычно обладает потенциальной способностью стать средством модернизации общества, концентрации усилия и ресурсов на решении определенных задач. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ. Достоинства авторитарной политической системы особенно очевидны и ощутимы в экстремальных условиях.

Однако эти достоинства не могут компенсировать негативных сторон и последствий авторитарного режима. Как правило, эффект, достигаемый авторитарным режимом, возможен лишь в пределах относительно краткого исторического периода.

Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма

XX век был отмечен сосуществованием и столкновением разнородных и часто противоречивых социально-политических тенденций, проявлявшихся во внутренней и внешней политике ведущих стран мира и находивших свое воплощение в драматических событиях и процессах, наложивших неизгладимый отпечаток на ход мировой истории.

Одной из таких тенденций является интернационализм (лат. — международный) — стремление к объединению разных государств, наций и народов для обмена информацией, научно-технического и культурного сотрудничества. Марксизм разработал особую «теорию пролетарского интернационализма» как международной солидарности рабочего класса в его борьбе против международной буржуазии за построение коммунистического общества во всем мире. Этот принцип был положен в основу внешней политики СССР, который стал рассматриваться как база для мировой пролетарской революции.

Вместе с тем в XIX и особенно XX в. проявлялась и прямо противоположная тенденция — тенденция национализма.

Национализм — идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которых лежат национальная исключительность, попытки доказать право одной нации господствовать над другими, стремление решать все политические, социально-экономические и духовные проблемы с позиции национального превосходства в ущерб «чужим» нациям. Наивысших пределов национализм достиг в политике и практике фашистских государств, в частности нацистской Германии (1933-1945). Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны и потерпел в ней поражение.

Другой тенденцией, особенно отчетливо проявившейся после Второй мировой войны, стала интеграция (лат.— целостный). Интеграция (политическая) — сплочение, слияние общественных, государственных структур для совместной деятельности в области политики, экономики, культурной жизни и военного сотрудничества. Интеграция развивается на базе процессов глобализации, возрастания взаимосвязи народов и государств.

Международная интеграция происходит путем создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов. Формами интеграционных объединений являются: Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, НАТО, Содружество независимых Государств и многие другие международные организации. Интеграционным процессам противостоит политический сепаратизм — стремление к отделению, обособлению. Сепаратизм чаще всего возникает в сфере национально-государственных отношений в многонациональных государствах как стремление той или иной национальной группы, движения, партии создать свое национальное государство. Тенденции интернационализма и сепаратизма выступают как объективно действующее противоречие современного мира.

До начала XX в. большинство стран мира развивались в рамках авторитарных форм политической власти. После окончания Первой мировой войны в ряде стран, где к власти пришли фашисты и коммунисты, восторжествовали тоталитарные режимы. Авторитарной называется такая система политической власти, где установилось всевластие одного человека или специального органа этой власти, подавляется или отсутствует оппозиция, существует официальная идеология, осуществляется активное вмешательство власти в различные сферы общественной жизни.

В тоталитарном (лат. — весь, целый, полный) государстве авторитаризм достигает своих высших пределов, государственная власть осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни общества и личности, для контроля над обществом власть широко использует репрессии. Тоталитаризм наиболее четко выразил себя в политических системах стран с фашистскими режимами и в СССР периода правления И. В. Сталина.

Ведущей политической тенденцией развития мирового сообщества в конце XX — начале XXI в. является процесс демократизации. Растет число стран, избравших путь демократического развития. Демократия (греч. — народовластие) — форма политического строя, основанная на признании принципов народовластия, свобод и равенства граждан. Демократия предполагает свободу выбора в области экономики, политической и духовной жизни. Демократия может быть непосредственной, когда основные вопросы решаются всеми гражданами, и представительной, когда решения принимаются выборными органами и лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: