Оптовая ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи, формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Традиционно ярмарки организуются следующим образом:
- центральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ создают ярмарочный комитет;
- в ярмарочный комитет входят представители органов управления промышленности и торговли;
- комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки – дирекцию, арбитраж, отделы;
- дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки – определяет сроки проведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взносов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий, анонсирует проведение ярмарки в СМИ.
После этого, в течение установленного срока в определенном месте, проводится работа ярмарки, в ходе которой:
- устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями;
- решаются вопросы сбыта и снабжения;
- устанавливаются договорные связи;
- устанавливается непосредственная купля-продажа товаров;
- демонстрируются образцы товаров различных отраслей экономики.
Единого нормативного акта, который бы единообразно и комплексно регулировал вопросы ярмарочной деятельности в РФ не существует. Однако некоторые аспекты указанной деятельности находят свое отражение в нормативных правовых актах федерального и регионального уровня[10].
Оптовые продовольственные рынки
Оптовая торговля предназначена для обеспечения наполнения товарами розничных торговых организаций. В нашей стране существует практика продажи товаров на рынке любым субъектом, в том числе и отдельными гражданами. Это извращает главное предназначение оптового рынка и соответственно отрицательно сказывается как на развитии оптовой торговли, так и на обслуживании граждан.
В отличие от ярмарок оптовые рынки работают круглогодично. Порядок торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Централизованные акты отсутствуют. Имеются лишь отдельные ведомственные «примерные правила», «временные правила»[11].