Наша рекомендация – разговаривайте с детьми

Если тяжёлое событие коснулось вас, обдумайте, хотите ли вы поговорить об этом с вашим ребёнком. Если вы решились на это, выберите по возможности момент, когда вам удастся успокоиться и найти определённый внутренний баланс. Благоприятным действием является то, что вы вселяете ребёнку вашу надежду на новую жизнь после травмы. Конечно, не рационально нагружать ребёнка вызывающими страх подробностями. Дети обладают очень хорошим чутьём по отношению к состоянию родителей и понимают их душевное переживание без лишних слов. С другой стороны, беспокоятся, если чувствуют боль родителей, но не получают для неё объяснения. Эта точка зрения является принципиальной в принятии решения необходимости подобного разговора.

К необходимой разлуке мы можем подготовить ребёнка, объяснив, где он будет находиться, где будут находиться мама и папа, и когда они вернуться. При этом необходимым является «тренировка расставания», начинающаяся с небольшого привыкания. Если ребёнок научился осознавать время расставания и постепенно приобретает уверенность доброго и внимательного отношения другого человека, он сможет находиться без родителей более продолжительное время. Такие «тренировки» содействуют развитию ребёнка. При внезапном, неожиданном расставании дети начинают беспокоиться и часто впадают в панический страх. После этого следует безучастный уход в себя. Взрослые люди, являющиеся плохими наблюдателями детей, путают безучастность и безнадёжность детей с действительной акклиматизацией и успешным приспособлением к новой ситуации.

Почему разлука с самым близким человеком вызывает у детей такие страхи? Человеческая «система привязанности» – привязанность, которая с начала жизни закладывается между матерью и ребёнком, функционирует очень схоже с нашими близкими родственниками из мира животных, так называемыми приматами. Представьте себе маленькую обезьянку, чьи родители находятся вне поля зрения. Несмотря на то, что она уже ловко передвигается по деревьям, является лакомой добычей для хищников всех видов. Ужасающий крик и беспокойство переполняют детёныша, если родители долгое время не возвращаются. Вследствие развития, продолжающегося миллионы лет, «первичный мозг» наших детей реагирует точно также как у обезьянки в её естественной окружающей среде. Он не регистрирует, что ребёнок находится в закрытой комнате, к которой не имеют доступ хищники и другие враги человека. В «естественной окружающей среде» человека – в лесу, саванне, существует угрожающая жизни ситуация, если на испуганный крик ребёнка тотчас же отсутствует появление матери или отца. Паника и крики «изо всех сил» являются естественными, соответственными реак-циями. Вследствие этой беспомощности ребёнка может возникнуть травма, детское безразличие и позиция «привитой беспомощности»: ребёнок «обучен» тому, что в ситуации панического страха и угрозы он остаётся один. Его доверие к родителям было потрясено. Этот опыт распространяется, как правило, на других близких людей. В прежние времена врачи советовали матерям позволить детям «выкричаться» ночью. Это должно было «усилить работу лёгких» и предотвратить избалованную требовательность детей.

Не следуйте этим «советам», если и сегодня они вам будут предложены. Выполняйте с ребёнком «тренировку расставания» мелкими шагами. Взрослым очень трудно представить, какое опустошение и беспомощность вызывают не воспринятые «крики» утомлённого и покинутого «детеныша».

Долговременные последствия чрезмерных переживаний расставания негативны для ребёнка, а в будущем взрослого человека. Речь в исследовании идёт о так называемых «депривационном вреде» (от латинского слова «deprivare», которое означает «быть отрезанным от необходимой поддержки»). Самым частым последствием является склонность к депрессивным реакциям, которые иногда длятся всю жизнь. Имеются надёжные правила, следуя которым можно избежать депривационного вреда вашему ребёнку.

► Информация:

Избегание вреда расставания у детей

• Благоприятным является участие в уходе за ребёнком не одного, а нескольких близких людей, например, не только матери, но и отца. Тогда при необходимости один может заменить другого.

• Уход за детьми младше одного года не желательно отдавать в чужие руки, а от одного года только в том случае, если возможен индивидуальный уход человеком, которому вы доверяете, например, няней. Также детские ясли должны следовать этой рекомендации.

• Во время госпитализации ребёнка родители должны ежедневно посещать его и участвовать в медицинских мерах по уходу и врачебном сопровождении ребёнка. Врачебные процедуры должны проводиться только в том случае, если ребёнок спокоен и чувствует себя в безопасности.

• Детские дома и стационарные учреждения должны быть организованы с расчётом на длительное присутствие в них самых близких

• В случае преждевременной смерти близкого человека ребёнок должен быть с отзывчивостью и пониманием подготовлен к извещению о смерти.

Способна ли детская психика восстановиться после травмы?

Да, и это хорошая новость! Принципиально подобным образом, как это происходит у взрослых людей и как описано в нашей книге. Поддерживайте всё, что восстанавливает чувство защищённости и надёжности у вашего ребёнка. Если вы сами успокоились, то и ваш ребёнок станет спокоен. Соглашайтесь со всеми чувствами ребёнка, не оценивая и не запрещая при этом каких-либо его реакций. Не говорите ему «тебе нельзя плакать», если он грустный, разгневанный, испуганный, или если у него что-то болит. Напротив помогите ему воспринять и выразить свои чувства. Травма – это опасное «место разрыва», в котором происходит раскол разума и чувства, тела и души или частей нашего собственного «Я». «Плохие части» тела или «плохие чувства» со временем просто перестанут нам принадлежать, они станут чужими. Вы можете предотвратить это «раздвоение» и поддержать процесс воссоединения самосознания вашего ребёнка, если вникните в его чувства, физическое переживание, например, спросите как «чувствует себя животик» после удаления грыжи. Всё, что подлежит вниманию взрослого человека, остаётся также у детей живым и «принадлежащим». Предпринимайте всё, что усиливает собственную инициативу ребёнка и его активное участие в ситуациях, которым он был ранее пассивно предоставлен.

В своей «травматической игре» ребёнок, попавший под машину, проигрывает с куклами и игровыми фигурами одну и ту же сцену. В ней ребёнок пересекает улицу, машина приближается и сбивает его. Ребёнок попадает в больницу и там умирает.

Не мешайте ребёнку, если наблюдаете такие сцены, и не прерывайте его. Если вы заботитесь, поддерживаете его, если он чувствует, что вы рядом и готовы помочь, то, возможно, через некоторое время, неоднократно проигрывая «травматическую игру» произойдёт изменение. Сбитый машиной ребёнок-кукла остаётся в живых в больнице или спасается, отпрыгивая в последний момент в сторону. Травма – это прерванное действие, реакция борьбы или побега. Ребёнок зафиксирует это прерванное действие и придёт к счастливому концу. Подобно тому, как мы готовили ребёнка к операции в игровой форме, он перенимает активную роль.

Иначе дело обстоит после травматического события. Не рациональным является проигрывать и навязывать ребёнку более счастливый конец отягощающей сцены. Тем самым вы изменяете лишь «симптомы» травмы, а не её переживание. В этом случае ребёнок теряет возможность выражения своих чувств, так как травма возникла не в игре, а в действительной жизни. Если вы поддержите процесс возвращения ребёнка к активной жизни, к его собственному ритму, он получит надежду самостоятельно преодолеть травматические переживания. В своих фантазиях, снах или даже в игре ребёнок осторожно испытывает «решения», которые он в конечном итоге осуществит в своей жизни.

Сексуальное насилие детей. Данный текст содержит информацию для родителей, располагающих доверием детей. Если вы заняты переживанием своего травматического опыта и вас это не касается, пропустите этот отрезок текста.

Именно потому, что речь идёт о крайне специальной травме, мы хотели бы дать информацию, раскрывающую «скрытое горе», признаки которого в большинстве случаев упускаются из виду.

Однако в настоящее время так увлекательно описывается вопрос сексуального насилия детей, что для некоторых он выглядит «модной темой».

Но это всё же лучше, чем, если бы эта тема вообще не обсуждалась, как это происходило в течение длительного времени. У детей, принуждённых к сексуальным действиям, возникает нарушение развития. Так как речь идёт о серьёзной запретной теме, дети остаются один на один со своей судьбой. Реакция общественности колеблется между умалчиванием, отрицанием и призывом к экстремальным наказаниям для преступника, как, например, кастрация, пытки или даже смертельная казнь. Эта тема редко рассматривается надлежащим образом. В США в 2001 году в тюрьму был заключён один швейцарский мальчик. Причиной этому послужил тот факт, что он снял трусики со своей младшей сестрёнки во время игры в песочнице. Подобные так называемые «игры в доктора» детей приблизительно одинакового возраста не имеют ничего общего с «сексуальным насилием детей». Также не существует никакой взаимосвязи между насилием и эротической тягой к отцу или матери, наблюдающейся в определённом возрасте, в большинстве случаев от 3 до 6 лет. Многие дети в этом возрасте влюблены в своих родителей. Если их спросят, на ком они хотели бы жениться или выйти замуж, то они указывают на отца или мать. Эта ранняя эротическая любовная связь между родителями и детьми является важной и полезной для здорового развития ребёнка. Случается и так, что маленькая дочь хочет играючи «соблазнить» отца. Такие желания детей в этом возрасте являются полностью нормальными. Это право детей иметь и выражать их желания, а долг родителей не отвечать и не провоцировать сексуальные отношения. Если родители эротично не привязывают к себе своих детей, то вскоре маленькие мальчики и девочки влюбляются в кого-нибудь вне семьи.

Негативными последствиями сексуального насилия детей являются:

Преждевременная и повышенная сексуальность. Из-насилование приводит к навязчивому сексуальному поведению, к промискуитету, проституции, а позже избеганию сексуальных связей и сексуальным нарушениям. Взрослые, пережившие горькую судьбу, часто эротически «заряжены» по отношению к собственным детям.

Чувство униженности и становление изгоем. Многие насильники оскорбляют и унижают свою жертву. Окружающие также с отвращением относятся к ребёнку. Самыми частыми последствиями такого отношения являются самоистязание и самоуничижение, вплоть до самоубийства, а также потребление наркотиков и алкоголя, с целью «забыть» унижения.

Измена. Если зависимостью ребёнка родители Поль-зовались в корыстных целях, подорвано его доверие, и он чувствует себя обманутым. Типичными последствиями являются: печаль и депрессия, неспособность оценить чистоту и доброту намерений других; недоверие, прежде всего по отношению к полу обидчика; повышенный риск в дальнейшем насильственного поведения и применение его в интимных отношениях.

Бессилие. Ребёнок чувствует себя не способным за-щититься и остановить издевательства над ним. Для соблазнения ребёнка используются насилие и мани-пуляция. Ребёнок не может доказать факт насилия, предоставить достоверные сведения. Последствия: страх, потеря инициативы и самоопределения, кошмарные сны, трудности концентрации, проблемы в школе, нарушения аппетита.

Вынужденное взросление. Ребёнок вынужден прежде-временно вжиться в роль взрослого человека, часто даже в роль родителя. «Изгнание из детства». Потеря детского нрава, избалованность, предпочтение его братьям и сёстрам, вознаграждение часто ошибочным способом. Всё это может привести к развитию требовательного и доминирующего поведения, конфликтам с ровесниками, обусловленному ранней зрелостью, взрослому на вид поведению.

Последствия насилия являются ещё более серьёзными, если оно происходит внутри семьи, с применением угроз, издевательств и жестокого обращения. В этом случае чувство «униженности» и «бессилия» выражены особенно ярко. Педофилы утверждают, что сексуальная практика без применения насилия, т. е. в дружелюбной атмосфере, является безвредным для ребёнка. Это не соответствует действительности! Последствия преждевременной и чрезмерной сексуализации являются тяжелейшими. И в этом случае абсолютно справедливо идёт речь о насилии над ребёнком.

Но будьте осторожны, нельзя сделать заключение от обратного. Если вы заметили у ребёнка некоторые выше приведённые признаки, вы не можете сделать вывод о применении над ним сексуального насилия. Подобное поведение ребёнка ни в коем случае не является достоверным доказательством. Последствием неверного вывода нередко является несправедливое обвинение отцов, что в свою очередь может иметь серьёзные последствия. Мы рекомендуем действовать очень осторожно. Необходимо обратиться за консультацией к специалисту, который располагает соответствующими знаниями в области психотравматологии. Профессионал обладает необходимым опытом интерпретации нарушений памяти, изменённого восприятия и изменений качеств личности, которые являются последствиями сексуального насилия.

Надёжным средством против умалчивания горького опыта являются открытость и доверительная атмосфера в семье, включая соответственное возрасту сексуальное воспитание. Если в семье принято, открыто говорить на сексуальные темы, то и дети расскажут о случае сексуального домогательства своим родителям. Ребёнок сможет легче переосмыслить произошедшее событие, если тема "ниже живота" и сексуальной "интимности", не является табу в семье.

Если подозрение подтвердилось - немедленно остановите сексуальное издевательство! Препятствовать насилию внутри семьи, конечно, особенно трудно. Многие матери опасаются за репутацию семьи и не решаются заявить на отца, который изнасиловал дочь. Некоторые учреждения по делам молодёжи помещают ребёнка в детский дом. В этом случае, кроме травмы насилия, присоединяется депривационная травма или травма расставания. Ребёнок чувствует себя наказанным и отвергнутым, что в свою очередь усиливает чувство бессилия и предательства по отношению к нему. Альтернативой является уход из семьи родителя, совершившего насилие. Ребёнок срочно нуждается в защищённом помещении, находясь в котором он найдёт покой и сможет постепенно мысленно освободиться от страшных переживаний, в которые его впутал преступник. Даже если речь идёт об отце, это защищённое место ребёнка ни в коем случае не должно подвергаться принуждённым посещениям отца или даже правом на посещение. Как и при любой другой травме, при этом душевном потрясении необходимым является наличие укромного места для исцеления душевных ран. В большинстве случаев необходима поддержка квали-фицированного детского психотерапевта. И только после этого возможна встреча с обидчиком, если ребёнок сам того пожелает, не испытывая при этом давления со стороны кого-либо. Некоторые юристы и, к сожалению, психосоциальные работники неверно понимают значение так называемого "уравнивания жертвы и преступника" как принудительное воссоединение семьи. Иногда предлагается, или даже проводится, "семейная терапия" отца с дочерью. Каким образом в этом случае ребёнок может защитить себя и приобрести свободное пространство, необходимое для его самолечения?

Ребёнку необходимо вновь найти свой собственный ритм. Взрослый человек превысил свою власть и нарушил самостоятельное развитие ребёнка. Он обязан хотя бы сейчас взять на себя ответственность и предоставить ребёнку пространство для отдыха и выздоравливания. Самым лучшим решением является уход обидчика из дома, и его возвращение только по желанию самого ребёнка.

Сексуальное насилие ведёт к нарушениям, которыми страдают на протяжении всей жизни. Около 40 % потерпевших полностью или частично, временно или навсегда вытесняют из памяти событие совсем или частично, непрерывно или временно. Такие пробелы в памяти называются на профессиональном языке амнезией. У женщин с подобной судьбой существует опасность неосознанного поиска партнёра с насильственным поведением. Дочь может быть изнасилована, а мать не воспринимает или не хочет воспринимать проблему всерьёз. Если же травма осознана и преодолена, процесс передачи её следующему поколению прекращается. В психотерапии не исключены случаи сексуальных насилий со стороны терапевтов. Дети могут стать жертвами сексуальных домогательств и тем самым, оказаться вновь травмированными.

Сексуальное насилие в психотерапии и психиатрии статистически является относительно редким случаем.

Чувство вины жертв, переживших сексуальное насилие. Часто жертвы сексуального насилия продолжительное время страдают мучительным чувством вины. Они упрекают себя за то, что соблазнили или в какой-то мере спровоцировали на подобные действия. В этом случае ребёнку или самому себе, если вы сами пострадали, необходимо объяснить, какое влияние оказывают действия ребёнка на принятие решения взрослого человека. Многие преступники искусно овладевают ребёнком, а затем скрывают или представляют тот факт как вполне нормальное явление. Другие же обвиняют ребёнка в соблазнении взрослого человека. Несмотря на то, что дети переживают изнасилование, как правило, с чувством омерзения и отвращения по отношению к обидчику, часто случается, что действие преступника объясняется и оправдывается в глазах жертвы сексуального насилия. Дети, а позднее и взрослые упрекают себя: "Ты же сам этого хотел". Почти всегда следуют угрозы со стороны преступника, если ребёнок хочет поделиться о произошедшем с кем-либо.

Аргументы преступника кажутся убедительными ещё и потому, что дети имеют собственные эротические желания и с сексуальной точки зрения очень любопытны. Однако, ребёнок нуждается, прежде всего, в родителях, которых он любит и эротически боготворит, но которые не вступают и не дают повода вступать с ними в сексуальную и эротическую связь. Аргументируя желания ребёнка, преступник задевает тем самым его уязвимую сущность. Детская психика часто находится в растерянном состоянии собственных чувств и не может ясно, как взрослая, различать между любовью и сексуальностью.

Если дети во время изнасилования чувствуют сексуальное возбуждение, они воспринимают его как доказательство аргументации преступника и усиливают своё чувство вины: „Это действительно возбудило, значит ты этого хотел(а)“. На самом же деле в основе этой реакции лежит чисто физическая природа. Стимуляция сексуальной интимной зоны неизбежно приводит к сексуальному возбуждению. Оно ошибочно воспринимается как доказательство собственных сексуальных желаний и аргументация преступника в том, что он лишь осуществил желание и потребность ребёнка.

Установить границы и нучиться вновь доверять. Многие изнасилованные в детстве женщины или мужчины страдают в течение всей жизни сексуальными нарушениями. В момент интимной близости со своим партнёром всплывают страшные и запутанные воспоминания из детства, часть которых не осознанна. Как загадочные отрывки определённого представления, как ускользающие картины, звуки, физические ощущения, сопровождаемые страхом и отвращением. В ходе успешной травматерапии причина становится осознанной. Только после этого можно распознать разницу. Нынешний партнёр не является преступником того времени и не все мужчины преступники. Сексуальность - это не обязательно изнасилование и эксплуатация партнёра.

Исцеление травмы определяется тем, что люди, изнасилованные в детстве, научились вновь доверять другим лицам при одновременном установлении определённых границ в отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: