Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы.
Первая фаза, охватывает почти три тысячи лет языческого до государственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет, - можно подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IХ-ХVI вв.). Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613-1917).Основным источником культурных заимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
|
|
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции, царизм был свергнут. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Культура общества информационного типа
Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х годов. Первыми этот термин стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды.
Критериями сформированности информационной культуры можно считать:
умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
эффективно осуществлять поиск нужной информации;
умение перерабатывать информацию и создавать новую;
умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
наличие компьютерной грамотности
Информационная культура рассматривается исследователями не только как результат приобретения новых инструментов деятельности, но и как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире, источниках той или иной информации, системе морально-этических и юридических норм, значимости ценностной ориентации в информационной среде, информационной картине мира и т.д.