Этот комплекс проблем связан со взаимоотношениями общества и окружающей среды, с трудностями преодоления экологического кризиса, который возник на планете из-за разрушительного воздействия людей на природу. Дело в том, что природа играет в развитии человечества двоякую роль: (1) как источник ресурсов для производства и (2) как среда обитания людей. К сожалению, всё еще многие недальновидно полагают, что важна именно первая функция - «обслуживать» производство. Но природа едина, и за неосторожное хозяйственное вторжение в нее она «мстит» обществу не только истощением ресурсов, но и неизбежным ухудшением условий жизни и здоровья людей. В качестве основных проявлений экологического кризиса чаще всего называют следующие.
♦ Загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, образование парникового эффекта, «озоновых дыр», «кислотных дождей», отравленных озер и рек, целых зон экологического бедствия с массовыми заболеваниями людей и т. д. ♦ Глобальные изменения климата, угрожающие в будущем климатической катастрофой (общее потепление, неустойчивость погоды, засухи, таяние полярных ледниковых шапок, повышение уровня Мирового океана, затопление огромных территорий, плодородных земель, сокращение урожаев и прочес). ♦ Уничтожение и вымирание лесов, обеднение животного и растительного мира, лавинообразный рост отходов и т. д. ♦ Сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почв из-за их чрезмерной эксплуатации, эрозии, отравления, засоления, заболачивания, опустынивания, поглощения городами и промышленностью.
Так, с середины XX в. на планете уже утрачено около пятой части сельскохозяйственных земель. И этот гибельный процесс продолжается: в последнее время из мирового оборота ежегодно уходят не менее 8,5 млн. га наиболее плодородных земель. Не случайно ученые-почвоведы не без горького юмора выдвинули свой вариант известного сигнала бедствия SOS: вместо «спасите наши души» (англ. save our souls) - «спаситенаши почвы» (англ. save our soils).
Среди путей решения экологических проблем можно выделить следующие четыре. (1) Разработка и осуществление согласованной международной программы охраны окружающей среды, включающей, например, такие мероприятия, как: создание фонда для проведения природоохранных мер мирового значения (скажем, по прекращению вырубки тропических лесов, улучшению качества питьевой воды и пр.); установление международных экологических стандартов и контроля за состоянием природной среды (с правом инспектирования любой страны); введение международных ограничительных квот (норм) для каждой страны на вредные выбросы в атмосферу (что уже действует в отношении озоноразрушающих газов; причем страны могут продавать друг другу свои неиспользованные квоты); объявление природной среды достоянием всего человечества и введение в международную практику принципа «платит загрязняющий» (через «зеленый налог» на вредные выбросы, специальные налоги на пользование Мировым океаном, Антарктидой, околоземным космическим пространством и т. п.).
(2) Создание обоснованного природоохранного законодательства, в котором должны быть предусмотрены высокая ответственность за его нарушение и действенные стимулы, побуждающие к охране окружающей среды (например, введение специальных «экологических налогов» на применение наиболее «грязных» технологий и, наоборот, налоговых льгот для экологическихпроизводств). (3) Переход к новой, экологичной технологической культуре [рациональные подходы к использованию природных ресурсов, применение наиболее «чистых» и наименее редких из них, забота о воспроизводстве возобновляемых ресурсов, внедрение безотходных (или малоотходных), ресурсо- и природосберегающих технологий, экозащитных систем и т.д.]. (4) Постоянное, полное и правдивое информирование людей о состоянии среды их обитания и формирование экологического мировоззрения в обществе.
Потребность в экологическом сознании граждан особенно актуальна для России. Такое сознание предполагает не абстрактным «вздохи и восклицания» по поводу «плохой экологии», а конкретную, пусть и маленькую, заботу каждого обокружающей среде. Возьмем автотранспорт. Известно, что он главный отравитель воздуха. В Москве, к примеру, подсчитано: из одной выхлопной трубы в городе за год извергается 1117 кг вредных для человека веществ (для сравнения: в США - только 338 кг). Однако личной и искренней заботы о снижении этой страшной цифры у большинства московских автомобилистов, но всей видимости, нет. Это подтверждает не только их равнодушие к состоянию выхлопа у своего «коня», но и то безмятежное спокойствие, с которым иные водители могут подолгу стоять под окнами с работающим вхолостую движком. Мысль об отравлении атмосферы, о наносимом ущербе самочувствию окружающих «почему-то» не приходит им в голову. Даже собственных денег, вылетающих вместе с выхлопом в трубу, не жалко (видимо, по-прежнему слишком дешев российский бензин?).