Тема 2. Культура как объект культурологической рефлексии

Историческое развитие представлений о культуре. От мифологического отчуждения творческих сил человека к философскому понятию эпохи Просвещения.

Начало теоретических изысканий в области культуры в западноевропейской мысли XVIII в. Объективные причины возникновения интереса к феномену культуры в социогуманитарном знании второй половины XVIII в. Первые попытки системного описания культурно-исторического процесса: Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Дидро. Культура как произведение человека и человеческого разума. Человек – часть природы, зависимость человека от природного миропорядка. Культ разума в мировоззрении просветителей. Критика религиозных предрассудков и место Бога. Исторический оптимизм просветителей, его иллюзорность и ограниченность. И.-Г. Гердер о культуре как духовности и гуманности в книге «Идеи к философии истории человечества».

Эволюционизм как культурно-историческая школа (Э. Тэйлор, Л. Морган, Д. Фрэзер, М. Ковалевский, Н. Миклухо-Маклай).

Эволюционные представления об обществе и культуре. Природа человека, подчиняющаяся одним и тем же законам развития: от простого к сложному, от низшего к высшему. Соответствие характера культуры стадиям развития общества. Культура как знание, верование, искусство, просвещенность, законы, обычаи и привычки человека – члена общества. Этнографический, естественно-научный подход к культуре. Единство культурно-исторического процесса и многообразие форм культуры. Основные идеи эволюционизма в работе Э. Тэйлора «Первобытная культура».

Теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Многообразие культур как основа их развития. Принципы выделения культурно-исторических типов. Зарождение, рост, кульминация, кризис, закат как фазы истории культурно-исторических типов. Н.Я. Данилевский и его идеи развития славянской культуры в книге «Россия и Европа». Идеи морфологии культуры в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Культура и цивилизация. Жизнеспособность культуры и цивилизации в работе А. Тойнби «Постижение истории».

Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Взаимоотношение культуры и личности. Влияние бессознательного на мотивы поведения личности. Фрейд о механизмах превращения инстинктивной энергии в культурные формы. Неврозы, «недовольство культурой» З. Фрейда и психоанализ. К.-Г. Юнг о коллективном бессознательном и «архетипе», его отражении в мифах, нормах, запретах, образах, фольклоре. Типы социальных характеров в концепции Э. Фромма. Свобода и духовные возможности человека. «Бегство от свободы». Искусство любить.

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Природа и значение игры как явления культуры. Й. Хейзинга и его работа «Homo ludens». Смысл понятия игры в языках разных народов. Игровые формы искусства, философии, правосудия. Игра, состязание, праздник. Игровые элементы в коммерции. Игра и спорт. Игра в современной культуре.

Культурно-антропологические концепции «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) А. Шопенгауэр о «мире как воле и представлении». Кризис просветительских иллюзий прогресса. Бессмыслица «мировой воли» и житейской суеты. Возможность уйти от нее через искусство («эстетическое созерцание»). Ф. Ницше об аполлоновском и дионисийском началах культуры и жизни. Концепция «воли к власти». Превосходство простых жизненных форм над культурой. Вырождение и ослабление человека в процессе истории. «Смерть Бога» и идея «сверхчеловека». Критика серости и посредственности массовой культуры. Отношение Ф. Ницше к христианству.

Формирование конкретных наук о культуре и методах изучения культуры как общественного явления: культурная антропология (Ф. Боас, А. Крёбер, Р. Рэдфилд); социальная антропология и структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон).

Расцвет и упадок культур в работе П.А. Сорокина «Социальная и культурная динамика».

Элитарные концепции культуры (Х. Ортега-и-Гассет). Элита и масса. Искусство и элита. М. Маклюэн о роли массовых коммуникаций.

Гуманистические концепции культуры. Идеи В.И. Вернадского о формировании ноосферы и процессе «космизации» культуры. П. Тейяр де Шарден о божественной среде и феномене человека. «Благоговение перед жизнью» в учении А. Швейцера.

Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Историософичность и антропоцентризм как особенность русской философской и культурологической мысли. Роль православия в становлении духовности русского народа.

Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – нач. XX в., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Идеи христианской культуры. Идея нового средневековья и построение новых интегральных образов культуры – Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский, Г.А. Федотов, И.А. Ильин.

Судьба России в отечественной культурологии (П.Н. Милюков, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.О. Ключевский, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов). Особенности русской культуры и русской истории. Восток, Запад, Россия. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры. Идея евразийства. Русская идея и мессианизм. Историческая трагедия России и будущее русской культуры.

Развитие исторической культурологии в России: А.С. Лаппо-Данилевский, П.Н. Милюков, Д.К. Зеленин, О.А. Добиаш-Рождественская, А.Я. Гуревич.

Основные направления в культурологии современной России (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Н.И. Конрад, М.К. Петров, С.С. Аверинцев). Идеи Д.С. Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления». Современные дискуссии о возрождении культуры России и перспективах ее развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: