Т.к. всенощное бдение начинается Великой вечерней, уже после захода солнца, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, всегда полагается совершать по уставу (см. гл. 1-ую), Малую вечерню. Главной отличит. особенностью Малой вечерни явл-ся отсутствие обычных для всякой другой вечерни ектений, кроме краткой заключит. ектении, и то, что она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе.
Малая вечерня предваряется чтением 9 часа, к-рый с ней неразрывно связан. Устав 9 часа изложен в Часослове. Т.к. 9 час относится к уходящему дню, то тропарь и кондак читаются уходящего дня. По окончании 9 часа, без отпуста, произносится иереем начальный возглас: «Благословен Бог наш…» и дальше малая вечерня следует таким порядком:
Приидите поклонимся… 3-ды.
Предначинат. пс.103, Слава, и ныне,
«Господи воззвах:» на глас данной недели или стихир.
Стихиры на «Господи воззвах:» всего на 4, (воскресные или праздника, см. Малую Вечерню в Октоихе или в Минее).
|
|
Слава и ныне.
Богородичен или стихира праздника.
Свете тихий: (читается, но не поется),
Прокимен дня, причем великий прокимен: «Господь воцарися…» вместо 4 1 2 раз, поется только 2 1 2 раза.
«Сподоби, Господи…»
Стихиры на стиховне.
Слава и ныне.Богородичен или стихира праздника.
Ныне отпущаеши.
Трисвятое по «Отче наш».
Тропарь, Слава и ныне, Богородичен (если не двунад. праздник), а если двунад. праздник, то тропарь праздника.
Краткая сугубая ектения, какая положена в начале утрени.
Возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…»
Слава Тебе, Христе Боже: Малый отпуст.
Многолетие.