Чинопоследование утрени на всенощном бдении

Порядок совершения утрени на всенощном бдении совпадает с порядком полиелейной службы. Все встречающиеся особенности указаны при описании полиелейной службы.

Всенощное бдение начинается с безмолвного крестовидного каждения св. престола. По традиции, ведущей свое начало от Иерусалим. Устава, перед началом всенощ. бдения полагается кадить весь храм. Это каждение, по верному замечанию проф. М. Скабаллоновича, само представляет как бы отдельную службу. Что же касается нынешней практики РПЦ, выражающейся в крестовидном каждении престола и алтаря, то она ведет свое начало от не менее древнего Устава Константиноп. храма св. Софии.

Безмолвное каждение явл-ся одним из самых многозначительных, глубоких и таинственно-торжественных мест правосл. богослужения. Оно символизирует веяние Св. Духа, ибо до начала всякого бытия в вечности веет Св. Дух в безначальной и блаженной жизни Троичных Недр.

Безмолвие крестовидного каждения как бы указывает на неизреченность и вечный блаженный покой премирного Божества.

Крестовидность каждения указывает на то, что Сын, Которым ниспосылается исходящий от Отца Святой Дух, есть "Агнец, закланный от создания мира".

Свт. Филарет Московский говорит: "Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень этого небесного Креста любви" ("Слово в Великий Пяток").

После возгласа: "Слава Святей…" поется: "Приидите, поклонимся…", где прославляется Царь и Создатель, Второе Лицо Пресвятой Троицы - Христос Бог.

Радость твари, благословляющей Господа, и ответ на Его благословение слышится в следующем за "Приидите поклонимся…" так называемом предначинательном 103 псалме, начинающимся словами: "Благослови, душе моя, Господа…". Его содержание рисует картину мироздания во всем его великолепии. Каждение фимиама - ладана изображает веяние Духа Божия, Который, по слову Библии, "носился" над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: "И дух Божий ношашеся верху воды".

Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает в одном смысле небо - жилище Божие, в другом - рай - жилище Адама в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время Царские врата изображают райское блаженство прародителей в раю. Но вот по каждении царские врата затворяются, ибо грехом ("Адамовым преступлением") закрыт был для человека рай, открывающийся ему в близости Божией.

Алтарь с престолом здесь изображает рай, небо, на к-ром действительно (во святых Дарах), а не мнимо, восседает Господь. Ему предстоит Его изображающий архиерей и свящ-ки с диаконами, изображающие ангелов.

Средняя часть храма символизирует землю с верующими.

Затем на всенощном бдении совершается лития. Профессор М.Скабалланович отмечает "несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв". Кроме того, говорит он, "в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир - в собств. смысле - или же в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, неприятных в Церковь или исключенных из нее, - с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда ее народный и вселенский характер (во всем мире) литийных молитв". А Симеон Солунский о литии говорит так: "В притворе на вечерне творим литию во изображение того, что Спаситель наш в последние дни сошел к нам долу и этим умилостивляем Его. И, стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его ибо недостойны и воззреть на высоту небесную, если став пред вратами, не возгласим: "Согрешихом". Тогда и Сам Господь, исшед к нам, в сретении с любовью обнимает нас. Вот что значит молитва иерея пред дверьми! Она значит, что он снова просит у Господа отверзать нам Едем и небо, или лучше сказать, Божеств. утробу, к-рую мы затворили для себя к своему несчастью".

Лития содержит совершенно новые, сравнительно с прочими ектениями, моления. Она сопровождается перечислением святых, к заступничеству и посредничеству к-рых Церковь прибегает. Этим как бы подчеркивается один из основных догматов Православия - почитание святых и молитвенное общение с ними.

В древности благословение хлебов осуществлялось для подкрепления сил молящихся.

В Служебнике в связи с этим есть увещание, где указано раздавать иерею благословенные хлебы, вместо антидора после Литургии. Объясняется это тем, что в Рус. Церкви в древности бдение начиналось около 9 часов вечера и оканчивалось после полуночи, когда уже вкушать не положено до литургии, как говорится в Уставе: "Да никто не дерзнет вкусити, причащения ради пречистых св. Христовых Тайн" (Типикон, 2 глава).

Когда же бдение оканчивается до полунощи, благословенные хлебы обычно раздают маленькими кусочками молящимся при целовании иконы. В тех храмах (главным образом в сельской местности), где бдение совершается не с вечера, а утром до литургии, там следует раздавать хлебы после литургии.

Благословенную пшеницу указывается или употреблять при сеянии, или молоть и использовать, как всякую муку, если зерна удобоваримые. "Пшеницу, как говорится в Служебнике, или сей, или со иною изволи и с благодарением иждиви".

Вино же нужно "испить со благоговением, обаче якоже благословенная" (Служебник).

Елей указывается употреблять для помазания людей. В Служебнике сказано: "Елей сей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целовании образа, люди знаменай".

В настоящее время помазание елеем обыкновенно совершается на утрене, после чтения Евангелия и молитвы: "Спаси, Боже, люди Твоя…" Устав о помазании елеем изложен, главным образом, в последовании Типикона на 26 сентября.

Итак, всенощное бдение получило свое начало с самых древних времен христианства.

К источникам 1 в., упоминающим о ночных службах, относится Свящ. Писание, в частности книга Деяний св. апостолов. Рубежу 1 и 2 в. принадлежит послание коринфянам свт. Климента Римского, где имеется указание на бдение. Во 2 в. о бдении упоминает Климент Александрийский (Строматы, 1 книга, 21 глава). К 3 в. относится сочинение Тертуллиана "О бегстве". Важнейшим памятником истории бдения на рубеже 3 и 4 в. явл-ся "Апостол. Постановления" (2 книга, 69 глава).

В 4 в. из послания свт. Василия Великого к неокесарийским клирикам видно, что всенощное бдение отправлялось уже в Церквах Египта, Палестины и т.д. Василий Великий пишет подробно о том, как совершается эта согласная с древним преданием и обычаем всех Церквей служба, когда, "еще с ночи народ утреннюет у нас в доме молитвы". Архиеп. Филарет Черниговский, анализируя этот текст, находит в нем уже все элементы бдения.

В 4 в. из свидетельств древних историков церкви - Сократа, Созомена и Феодорита, видно, что св. Афанасий Великий исполнял на своих службах полиелейный припев: "Яко в век милость Его".

В конце 4 в. свт. Иоанн Златоуст ввел всенощное бдение в Константиноп. церкви (Сократ, 6 книга, 8 глава).

В 5 в. св. Венедикт Нурсийский вводит свой знаменитый устав, из к-рого видно, что бдение состоит из ночной службы и утрени.

В конце 6 или в начале 7 в. на Синае уже совершалось бдение, описанное Иоанном Мосхом и св. Софронием, в к-ром ясно намечен состав современного бдения.

Самыми древними из дошедших до нас полных уставов явл-ся уставы храма св. Софии в Константинополе 10-11 вв. без заглавия и устав Синайской обители - приблизительно той же эпохи.

Первонач. памятниками уже сложившегося устава явл-ся Типикон 12 в. обители прп. Саввы Освященного и Типикон 13 в. Синайской обители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: