Служба полиелейная

В дни «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба похожа на Всенощное бдение, но имеет и отличия от него, так, прежде всего:

В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром;

Непосредственно, перед вечерней читается 9-й час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9 часа отдергивается завеса и свящ-к исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: - «Благословен Бог наш …», и чтец: - «Приидите поклонимся… «далее предначинат. пс.103 не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает;

«Блажен муж»: поется только 1-й антифон;

На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику;

Стихиры на литии не поются, лития и благословение хлебов не совершается;

После «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» поется Тропарь святого единожды, Слава, и ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря, а, если предпразднство или попразднство, то, вместо богородична, Тропарь праздника. Затем диакон возглашает: «Премудрость!» Лик поет: «Благослови!» Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш …» Лик: «Утверди Боже …» Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас …» и далее отпуст великий по дню (смотри Служебник). Лик: Многолетие. Такая вечерня носит название Великой вечерни.

После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью - Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени.

Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения 2х «царских псалмов» (19-й и 20-й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом:

Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш …» Чтец читает полностью обычные предначинат. молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19-й «Услышит тя Господь, в день печали …» и 20-й «Господи, силою Твоею возвеселится царь ….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя сев. дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя …», кондака «Вознесыйся на крест волею …», и ныне, богородична «Предстательство страшное ….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси …», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь» и начинается чтение шестопсалмия.

Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7й главе Типикона.

Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12-ти, исключая св. Иоанна Богослова, к-рому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апп. Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Свтт. Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Вмч. Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотв. икон Пресвятой Богородицы, как, напр, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноап. Константину и Елене 21 мая, а также в 2 празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: