Праздник | Дней попразднства | Отдание |
Рождество Богородицы 21 сентября | 25 сентября | |
Воздвижение Креста Господня 27 сентября | 4 октября | |
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря | 8 декабря | |
Рождество Христово 7 января | 13 января | |
Крещение Господне (Богоявление) 19 января | 27 января | |
Сретение Господне 15 февраля | 0...7 | 15 февраля... 22 февр |
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля | 8 апреля | |
Пасха | среда, 6-я седмица по Пасхе | |
Преполовение Пятидесятницы среда, 4-я седмица по Пасхе | среда, 5-я седмица по Пасхе | |
Вознесение Господне четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день | пятница, 7-я седмица по Пасхе | |
День Святой Троицы воскресенье, 7-я седмица по Пасхе | суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице | |
Преображение Господне 19 августа | 26 августа | |
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа | 5 сентября |
Общей особенностью всех двунадесятых праздников явл-ся то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника (за исключением праздника Входа Господня в Иерусалим, к-рый этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Так, попразднства и отдания были приняты при организации богослужения в 4 в, преимущественно главных праздников Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время попразднства умножаются, и Церковь для большей торжественности устанавливает их применительно и к др. великим праздникам.
|
|
Дни предпразднства как бы пророчески предуказывают день великого праздника и своим богослужением подготавливают верующих к достойной встрече и проведению этого праздника.
В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службами святым имеются стихиры, тропари и иногда целые каноны в честь наступающего праздника. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями предстоящего праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.
Все двунадесятые праздники, кроме праздников Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, имеют по одному дню предпразднства. Рождество Христово имеет 5 дней, а Богоявление – 4 дня предпразднства. Праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.
Дни попразднства - это своеобразное продолжение праздника. На след. день после многих Господских и Богородичных праздников воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Пресвятой Богородицы, а именно – 9 сентября, совершается празднование в честь св. Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества Христова – Собор (т.е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня празднуется Собор св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня совершается память св. прав. Симеона Богоприимца и св. пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Собор архистратига Гавриила.
|
|
В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями cвятым пoмeщaютcя песнопения самого праздника или попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.
Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разное – от 1 до 8 дней. Причиной такого неравномерного назначения Церковью количества дней попразднства служит разное соотношение двунадесятых праздников с др. днями богослужения: то близость к др. праздникам (напр, Рождество Пресвятой Богородицы находится вблизи праздника Воздвижения), то пост (напр, Благовещение Пресвятой Богородицы).
Последний день попразднства называется отданием праздника. Он отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, к-рые пелись в самый праздник. Но в отдание, в отличие от службы самого праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паримий, на утрени нет полиелея и чтения праздничного Евангелия, вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней), утреня завершается великим славословием.
На литургии в отдание нет праздничных антифонов. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, а в воскресенье – дня и праздника. В отдание Господских праздников читаются Апостол и Евангелие, чтения дня праздника не бывают. (См. Типикон, 6 августа). Только в отдание Богородичных праздников читаются праздничные Евангелие и Апостол после дневных (в том числе и воскресных) зачал (см.: Типикон, 12 сентября). Вместо «Достойно есть» поется задостойник.
В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, к-рым, по Уставу, положено бдение, полиелей или великое славословие. Более подробные сведения о службах предпразднства и попразднства двунадесятых праздников приведены ниже.
Примечание: Укажем более подробно Особенности богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием)
а) Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, хвалитные и стиховные стихиры утрени поются не по Октоиху, а по Минее – предпразднства обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» – всегда стихира праздника, но в субботу поется догматик текущего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения и отдания Пятидесятницы).
б) После «Ныне отпущаеши» – тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым тропарь святого, на «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства или попразднства, (в воскресные дни – «Богородице, Дево, радуйся» (дважды) и затем тропарь предпразднства или попразднства). В отдание праздника в седмичные дни – только тропарь праздника (трижды).
в) На утрени на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда (даже в воскресные дни) тропарь предпразднства или попразднства.
г) Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) – канон предпразднства или попразднства.
Если же имеется еще и полиелейный святой, то в воскресенье и Богородичный канон из Октоиха не читается, а читается вместо него канон святому.
По 3-й песни канона – кондак и икос предпразднства или попразднства.
д) В предпразднства и попразднства (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую» (за исключением 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы, 7 января – Собор Предтечи и Крестителя Иоанна и на Духов день, в эти дни поются припевы, а не «Честнейшую»), но в отдание вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни, кроме воскресных дней, когда поется «Честнейшую» (Типикон 31 декабря).
|
|
Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года – и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января – Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели св. отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Св. Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»).
На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, к-рый берется из 2-го антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников – «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»).
В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно.
|
|
В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., т.к. Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни – отпуст воскресный, а не праздника.
Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:
1. Обрезание Господне (1 января).
2. Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня).
3. Святых апостолов Петра и Павла (29 июня).
4. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа).
5. День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября).