Что такое Предпразднство и Отдание праздника?

Предпразднство - дни перед праздником, в к-рые на богослужении начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения, Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и нек-рые др. праздники. Предпразднство разных праздников длится от 1 до 5 дней.

Отданием - последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название к-рого – апо́досис – переводится – с греч. языка как «возвращение»?

Традиция праздновать самые известные и важные события христиан. жизни неск-ко дней пришла в новозавет. богослужение с Ветх Завета – в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение 7 дней приносите жертву Господу; в 8-й день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В 8-й день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39).

Отдание явл-ся не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристиан. времена это практиковалось строго на 8-й день. Обычай посвящать 8-й день попразднства «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков – 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христиан. общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при имп. Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в 4 в. начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке – еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в 17 в. появл-ся традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих – в частности, святых первоверховных ап. Петра и Павла, св. Лаврентия, римского мученика-архидиакона, св. мч. Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Правосл. Церкви существуют праздники, отдание к-рых в силу различных историч. причин не служится. К таковым в наши дни относятся, напр, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апп. Петра и Павла. Традиции христиан. богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, т.к. Церковь – живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митр. Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по к-рой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом явл-ся вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении неск-ких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, т.е. празднование Ветхого и Нов Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню – это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях назыв-ся и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника – это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно – и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Свящ. Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, к-рые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, к-рая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном св. царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?

И вообще – знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собств. вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, к-рое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостол. времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это – прежде всего…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: