Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон громко произносит: "Вонмем" (будем внимательны).

Свящ-к с горнего места, благословляя молящихся, говорит: "Мир всем" (как необходимое условие для слушания слова Божия).

Чтец: "И духови твоему" (т.е.: "и тебе также мы желаем мира").

Диакон: "Премудрость" (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, напр, воскресный 1-го гласа). "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя".

1. Прокимном (с греч. - предлежащий) назыв-ся краткий стих, предшествующий чтению Свящ. Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен полностью поется дважды, а в 3-й раз 1-я половина прокимна произносится чтецом, а 2-я поется хором.

3. Если Устав предписывает пение 2х прокимнов, то 1-й поется дважды, а 2-й - 1 раз.

4. В воскресные дни поется воскресный прокимен рядового гласа. Если на воскресенье приходится двунад. Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же с воскресеньем совпадает Богородичный праздник, или праздник святого, или отдание двунад. праздника, то воскресный прокимен поется дважды, а празднику - 1 раз.

6. В будние дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню. В остальные дни недели, наоборот, сначала исполняется прокимен дню (дважды), а потом (один раз) - прокимен святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).

После пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость".

Чтец произносит: "К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение", или: "Соборнаго Послания Иаковля чтение", или: "Деяний святых апостол чтение" и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: "Вонмем".

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: "Во дни оны…"; если же из посланий ап. Павла к Церквам, то начинается словом: "Братие…"; если из Пастырских его посланий, то - "Чадо Тимофее…" или "Чадо Тите…"; если из Соборных посланий, то большей частью - "Возлюбленный…", а иногда - "Братие…".

Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от свящ-ка, кадит престол, алтарь, иконостас, а также свящ-ка, затем читающего Апостол, хор и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, к-рая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить на аллилуарии, к-рый явл-ся своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуиа" надлежит громко и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется "Аллилуиа". "Аллилуиа" есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю. Свящ-к во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства.

Свящ-к (по прочтении Апостола): "Мир ти".

Чтец: "И духови твоему".

Диакон: "Премудрость".

Чтец и хор: "Аллилуиа" (трижды).

Чтец громко читает аллилуарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.

Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия свящ-к тайно читает молитву, прося у Бога для себя и молящихся разумения еванг. слов, страха блаженных заповедей - к преодолению похотей и утверждению в дух. жизни: "Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…".

После этой молитвы диакон перед чтением Евангелия подходит к свящ-ку, приклоняет главу и, указывая орарем на Евангелие (на престоле), говорит ему тихо: "Благослови, владыко, благовестителя Св. апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).

Свящ-к, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа".

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.

Диакон, сказав: "Аминь", поклоняется Евангелию и, принимая его из рук свящ-ка, целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает его для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя…" и "Бог молитвами…" в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол). Перед диаконом, несущим Евангелие,идет свещеносец со свечой и ставит ее перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон кладет Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: "Благослови, владыко, благовестителя…", приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: "Бог, молитвами святаго, славнаго…" и рукой благословляет диакона.

Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборно, то предстоятель стоит на горнем месте, 2-й свящ-к подает Евангелие диакону, к-рый несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один свящ-к без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стороне престола. Возглашения "Благослови, владыко" и "Бог молитвами…" при этом опускаются.

2. Слова "силою многою…" заканчивают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся еванг. благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет еванг. учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не "Аллилуиа", а (на 7й глас) стих 81 пс. (обычно перед Плащаницей): "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды).

Свящ-к, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем".

Хор: "И духови твоему".

Диакон: "От Матфея Святаго Евангелия чтения" (или из другого евангелиста, - смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".

Свящ-к: "Вонмем".

1. Если служат 2 диакона, то диакон, к-рый не читает Евангелие, произносит: "Премудрость, прости", и "Вонмем".

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры и надевают их лишь после прочтения Евангелия.

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Свящ-к по окончании чтения Евангелия говорит диакону: "Мир ти, благовествующему".

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает; берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его свящ-ку, целуя его руку.

Свящ-к, приняв Евангелие, целует его и ставит на горней стороне престола, выше антиминса. Вслед за этим он благословляет свещеносца и закрывает царские врата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: