Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных

Передав свящ-ку Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. Если свящ-к служит один, то ектению читает он сам.

Диакон: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей".

Хор: "Господи, помилуй".

Во время прошения о властях церковных свящ-к читает молитву, в к-рой просит Бога, чтобы Он принял моление, к к-рому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: "Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…".

Затем свящ-к развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: "Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Свящ-к: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

По церковной практике к сугубой ектении добавляются (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, напр, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): "О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: "Господу помолимся", хор: "Господи, помилуй", и читается свящ-ком молитва, напр, о болящем.

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунад. и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах.

Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются".

Хор: "Господи, помилуй" (трижды).

Диакон: "Милости Божия, Царствия Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим".

Хор: "Подай, Господи".

Диакон: "Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Свящ-к читает (тайно или вслух) молитву: "Боже духов и всякия плоти…".

Возглас: "Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: "Помолитеся, оглашеннии, Господеви" (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, к-рые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, к-рое свящ-к испрашивает им в молитве об оглашенных.

Начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого различаются.

На литургии Иоанна Златоуста:

На литургии Василия Великого:

"Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призираяй".

"Господи Боже наш, Иже на небесех живый…".

По окончании тайной молитвы священник возглашает: "Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа "Да и тии с нами…" есть указание: "Свящ-к простирает антиминс", т.е. открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и 3 стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении - при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных – при прошении "Открыет им Евангелие правды", а во время возгласа "Да и тии с нами…" свящ-к делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и,

поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы верхнии, паки и паки миром Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите…" заканчивается 2-я часть литургии - литургия оглашенных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: