Раздел I. Сущность и предназначение культуры

Овидий

УДК 008(075)

ББК 71.0.я73

Р15

Оглавление. 2

Предисловие. 2

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры.. 2

Глава 1.Кулътура как предмет культурологии. 2

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека. 2

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 2

1.2. Человек как творец и творение культуры.. 2

1.3. Диалог культур. 2

1.4. Основные формы духовной культуры.. 2

2.Культурология как гуманитарная наука. 2

2.1. Истоки культурологии как науки. 2

2.2.Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 2.Основные школы и концепции культурологии. 2

1. Философия Гегеля как теория культуры.. 2

2. Философия культуры Освальда Шпенглера. 2

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева. 2

3.1.Свободный человеческий дух как творец культуры. 2

3.2. Свободныйдух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества. 2

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 2

5.Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга. 2

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы.. 2

5.2. Культура и проблема целостности человеческой души. 2

6.«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби. 2

7.Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 2

8.Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 2

9.Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 3.Кулътура как система. 2

1. Структурная целостность культуры.. 2

1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры.. 2

1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность. 2

2. Многомерность культуры как системы.. 2

2.1. Предназначение культуры.. 2

2.2.Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека. 2

2.3. Взаимоотношение культуры и общества. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства. 2

1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.. 2

2.Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 2

3.Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 5. Массовая и элитарная культура. 2

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры.. 2

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры.. 2

3. Философские основы массовой культуры.. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 2

1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии. 2

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры.. 2

3.Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Раздел второй. Развитие мировой культуры.. 2

Глава 1. Миф как форма культуры.. 2

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. 2

2. Миф и магия. 2

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы.. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 2. Кулътура Древнего Востока. 2

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 2

1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. 2

1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока. 2

1.3.Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры.. 2

1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе. 2

1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 3. История античной культуры.. 2

1. Характерные черты древнегреческой культуры.. 2

2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры.. 2

3. Художественная культура Древнего Рима. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры.. 2

1. Коренное отличие христианства от языческих верований. 2

2. Исторические предпосылки христианства. 2

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы.. 2

4. Почему христианство стало мировой религией. 2

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди. 2

5.1. Противоречие между Духом и миром.. 2

5.2. Парадоксы христианской морали. 2

6. Значение христианства для развития европейской культуры.. 2

Литература. 2

Глава 5. Кулътура Западной Европы в средние века. 2

1. Периодизация средневековой культуры.. 2

2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета. 2

3. Научная культура в средние века. 2

4. Художественная культура средневековой Европы.. 2

4.1. Романский стиль. 2

4.3. Средневековая музыка и театр. 2

5. «Духовные леса» культуры Нового времени. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 6. Кулътура западно-европейского Возрождения. 2

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. 2

2. Отношение к античной и средневековой культуре. 2

3. Особенности художественной культуры Ренессанса. 2

3.1.Итальянское Возрождение. 2

3.2. Северное Возрождение. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение. 2

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации. 2

2. Духовная революция Мартина Лютера. 2

3.Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза». 2

4. Свобода и разум в протестантской культуре. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 8. Кулътура эпохи Просвещения. 2

1. Основные доминанты культуры европейского просвещения. 2

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. 2

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.. 2

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 2

1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 2

2.Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.. 2

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 2

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. 2

3. Попытки создания синтетических форм искусства. 2

4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Раздел третий. Основные этапы развития культуры России. 2

Глава 1. Становление культуры России. 2

1. Языческая культура древних славян. 2

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры.. 2

3. Культура Киевской Руси. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 2. Расцвет российской культуры.. 2

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв. ) 2

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века) 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 3. «Серебряный век» российской культуры.. 2

1. Особенности русской культуры на «стыке веков». 2

2. Художественная культура «серебряного века». 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Uлава 4. Советский период развития культуры России. 2

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. 2

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 2

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России. 2

5. Советская культура 80-х годов XX века. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 2

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 2

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия. 2

3. Возрождение религиозно-культовой культуры.. 2

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 2

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 2

ЛИТЕРАТУРА.. 2

Заключение. 2

Рецензенты: Титов С. Н.,

доктор философских наук,

профессор кафедры философии

Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета

На обложке: фрагмент картины художника Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства»

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

К 90

ISBN 5-88860-046-6

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматрива­ется сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной куль­туры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, тех­никумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления ISBN 5-88860-046-6

ББК 71.0.я73

I A.A. Радугин, 2001

Оглавление

10 Предисловие

Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

12 глава 1. Культура как предмет культурологии

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

2. Культурология как гуманитарная наука

22 глава 2. Основные школы и концепции культурологии

1. Философия Гегеля как теория культуры

2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера

3. Человек, творчество, культура

в философии Бердяева

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

5. Культура и коллективное бессознательное:

концепция К. Г. Юнга

6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина

в развитии культуры: концепция А. Тойнби

7. Ценность как основополагающий принцип культуры

(П. А. Сорокин)

8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

50 глава 3. Культура как система

1. Структурная целостность культуры

2. Многомерность культуры как системы

70 глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства

1. Понятие культуры предприятий.

Ценностный аспект организационной культуры

2. Основные элементы и особенности функционирования

знаково-символической системы на предприятии

3. Типология организационной культуры.

Состояние организационной культуры

на российских предприятиях

83 глава 5. Массовая и элитарная культура

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры

3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

94 глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре

1. Понятия «идеология» и «гуманизм»

в современной социальной философии и культурологии

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических

тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры

3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: