Древние символы и исповедания веры

С древнейших времен Крещение в Церкви не совершалось без того, чтобы крещаемый не исповедал свою веру. Эта вера исповедывалась посредством нек-рого символа. Для нас особое значение имеет Никео-Цареградский Символ веры, составленный на I и II Вселенских Соборах, но это не значит, что другие древние символы веры не принадлежат также Св. Преданию.

Символов веры в древности было много, в каждой поместной Церкви был свой Символ веры, к-рый читался перед Крещением, к-рый изучался во время оглашения. Такой же или близкий по содержанию символ должны были исповедывать лица, посвящаемые в свящ. сан и т. д.

Напр, Евсевий Кесарийский, церковный историк, когда представлял свой проект символа веры на I Вселенском Соборе, говорил след: "Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при первом оглашении и при первом восприятии крещения, как научились из божеств. писаний, как веровали и учили в пресвитерстве и в самом епископстве; так веруем и теперь, и представляем вам вашу веру"...

Можно с большой степенью вероятности предположить, что в основе всех древних символов лежит некое общее исповедание, к-рое восходит к самим апостолам.

Следы того, что такое исповедание, правило веры, существовало в древности, можно привести. У Тертуллиана говорится, что Церковь хранит правило веры, к-рое получено непосредственно от Христа.

В Новом Завете мы тоже можем найти указание, что такое исповедание существовало. В Евр. 4, 14 ап. Павел призывает: "будем твердо держаться исповедания нашего".

А в 1 Тим. 6, 12 говорится так: "...держись вечной жизни, к к-рой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями". Видимо, имеется в виду то исповедание, к-рое Тимофей исповедывал то ли перед Крещением, то ли перед хиротонией.

В конечном счете, и наш Никео-Цареградский Символ веры, что для нас особенно важно, также своими корнями уходит именно в это апостольское исповедание.

Неск-ко слов об апостольском символе веры. Исповедание, о к-ром мы только что говорили, нужно отличать от апостольского Символа веры, к-рый был широко распространен и популярен на Западе. Этот Символ веры, как доказано современной богословской и церковной исторической наукой, не имеет никакого отношения к подлинному апостольскому исповеданию.

В действительности этот Символ веры есть не что иное, как переработка крещального символа Римской церкви 3-5 веков. Современная его редакция восходит к 6-8 векам и на правосл. Востоке вплоть до Ферраро-Флорентийского Собора 15 века этот символ практически не был известен.

Исповедание веры - это исповедание, составленное определенным лицом или группой лиц. Если символ есть нечто такое, что складывается в поместной Церкви, и как бы вся поместная Церковь может рассматриваться в качестве автора этого Символа, то исповедание всегда имеет конкретного автора или авторов.

Отличия исповеданий от символов:

1) обычно более пространны, чем символы;

2) очень часто носят полемическую направленность;

3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

Какие древнейшие исповедания нам известны?

Самое древнее - это исповедание свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р.Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

Свт. Василия Великого (Против ариан, 4 в.)

Прп. Анастасия Синаита (6 в.), краткий катихизис.

Свт. Софрония, патр. Иерусалимского (7 в.) О Св. Троице, 2х волях Христа, одобрено 6 Вселенским Собором.

Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

Исповедание свт. Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение правосл. учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

Исповедание Патр. Константинопольского Геннадия Схоллария в 15 в., к-рое после взятия Константинополя турками. Патр. Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду П.

Исповедание веры, к-рое известно под наименованием исповедания свт. Афанасия Александрийского в действительности, как свидетельствует современная наука, не принадлежит свт. Афанасию.

Это довольно позднее исповедание, возникшее во Франции не ранее 6-7 вв. Оно содержит учение о Христе, о Троице, причем именно в латинском, августиновском духе, с filioque. В России оно было хорошо известно в прошлом веке. Но, естественно, что в России оно было без filioque.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: