Соборные вероопределения

Существуют только 4 вероопределения, к-рые были приняты на Вселенских Соборах.

III Вселенский Собор - не вносить изменений и дополнений в существующий Символ веры;

IV Вселенский Собор - орос о модусе соединения 2-х природ во Христе;

VI Вселенский Собор - изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

VII Вселенский Собор - вероопределение об иконопочитании.

Постановления прочих соборов. Они более пространны, менее точны и касаются не глобальных, а более частных вопросов.

2-е правило Пятошестого, так называемого Трулльского, Собора 691—692 гг., утвердило догматич. тексты, к-рые содержатся в правилах Св. Апостолов, в правилах св. отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов.

Особое значение имеют правила Карфагенского собора (если брать нумерацию, к-рую дает Книга Правил - правила 109-116, где разбирается учение о первородном грехе, о благодати и т. д.).

Кроме этого, большое догматич. значение имеют константиноп. соборы. Конечно, нельзя сказать, что они исторически заменили Вселенские Соборы после VII Вселенского Собора, но для православ. мира, для восточ. христианства значение постановлений этих Соборов было очень велико.

Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патр. Фотии Константинопольском. Собор был вселенским по своему составу. Чем важен этот Собор? Он подтвердил неизменность Никео-Цареградского Символа веры, и осудил тех, кто вносит в него изменения. Конечно, это правило Собора было прямо направлено против распространявшейся в то время на Западе практики введения в Символ веры filioque. Собор прямо не говорит filioque, но из контекста это совершенно ясно видно.

Константинопольский Собор 1076 г., так называемый Собор на философа Иоанна Итала. В 11 веке в Византии возникает интерес к языческому прошлому, к античной культуре, и у нек-рых философов, богословов этот интерес становится не вполне критическим. На этом Соборе кроме самого Иоанна Итала, были осуждены нек-рые положения платонистской философии. Сам Итал был осужден за попытку построения системы христианской метафизики, независимой от Божеств. Откровения.

Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митр. Евстафия Никейского. Они вступили в христологический спор с армянскими монофизитами. Спор этот касался следующего вопроса: как рассматривать обожение человеч. природы во Христе? Было 2 альтернативных термина: обожение по усыновлению ("thesi") и обожение по природе ("fysi").

Армяне как монофизиты настаивали на обожении по природе, а Нил и Евстафий - по усыновлению. Таким образом, они впадали, по существу, в несторианскую ересь, из их позиции логически следовало, что обожение человечества во Христе в принципе не отличается от обожения по благодати всякого верующего, спасающегося во Христе.

Собор пришел к выводу, что оба эти термина неприемлемы для выражения тайны обожения человеч. естества в Лице Господа, поскольку во Христе человечество и Божество соединяются особым уникальным ипостасным образом.

Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии, в частности, истолкования слов литургической молитвы "Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый"...

Очевидно, что Сотерих Пантевген пришел к смешению ипостасных и природных свойств в Троице. "Принесение" жертвы и "принятие" жертвы он был склонен рассматривать как ипостасные свойства Отца и Сына, т. е. наряду с нерожденностью, рождением и исхождением вводились дополнительные ипостасные свойства. Собор осудил это учение как ересь и утвердил учение, согласно к-рому искупит. жертва приносится Христом по человечеству, и приносится она не Отцу, а всей Пресвятой Троице.

Собор 1166-1170 гг. (он проходил в 2 этапа: в 1166 и 1170 гг рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Ев. от Иоанна (Ин. 14, 28) "...Отец Мой больше Меня". Вопрос был такой: имеет ли этот стих отношение к христологии? То, что эти слова можно понимать в тринитарном смысле, что Христос называет Своего Отца большим Себя, т.к. Отец явл-ся ипостасной причиной Сына, было хорошо известно участникам Собора.

Обвиняемой стороной на Соборе были архим. Иоанн Ириник и митр. Керкирский Константин. Они считали, что человечество во Христе обожено до такой степени, что оно должно почитаться вместе с Его Божеством, что оно от Божества совершенно неотличимо и говорить о различении человечества и Божества во Христе после Вознесения можно только "по примышлению". По существу это было не что иное, как впадение в монофизитскую ересь.

Собор принял решение, что во Христе, даже после полного обожения имеет место полнота истинного человечества и даже на вершинах обожения сохраняется качественное отличие Божества от Человечества.

К тому же было указано, что вопрос вообще был некорректно поставлен, т.к. Православие никогда не рассматривало божеств. природу как предмет релииозного поклонения. Предметом поклонения явл-ся Лицо, Личность, а не безличное естество.

Константиноп. Соборы 14 в. 1341, 1347, 1351 гг. были посвящены спорам о природе Фаворского света.

На этих Соборах было утверждено учение свт. Григория Паламы о 2х модусах существования Божества: в непознаваемой сущности и в сообщаемых энергиях. Было признано, что эти энергии явл-ся нетварными, и следовательно, Фаворский свет, видения к-рого сподоблялись подвижники-исихасты, явл-ся реальным созерцанием Божеств. энергий.

Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константиноп. Патр. Кирилла Лукариса, к-рый обнаружил в своем богословии сильное влияние кальвинизма.

Учение Кирилла Лукариса было осуждено, Собор одобрил исповедание Досифея, Патр. Иерусалимского. Исповедание Досифея легло в основу Послания Восточ. Патриархов 1672 г.

Следует также отметить Константинопольский Собор 1872 г по поводу так называемой "болгарской схизмы", на нем была осуждена ересь "филетизма", т. е. внесения в Церковь неоправданных разделений по этническому признаку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: