Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения

Отношения Божественных Лиц, к-рые открываются нам в Свщ. Писании, только обозначают, но не обосновывают ипостасного различия. Нельзя сказать, что в Боге 3 Ипостаси по причине того, что 1-я Ипостась предвечно рождает 2-ю и предвечно изводит 3-ю.

Троица есть некая первичная данность, к-рая ниоткуда не выводится, нельзя найти какой-то принцип, к-рым можно было бы обосновать троичность Божества. Никакой достаточной причиной объяснить ее тоже невозможно, т.к. нет никакого начала и нет никакой причины, к-рая Троице предшествовала бы.

Т.к. отношения Божественных Лиц явл-ся тройственными для каждой Ипостаси, их нельзя мыслить как отношения противопоставленности. Последнее утверждает латин. богословие.

Когда св. отцы Восточ. Церкви говорят, что ипостасным свойством Отца явл-ся нерожденность, они тем самым хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын, и не есть Святый Дух, и не более того. Для Восточ. богословия характерен апофатизм в подходе к тайне отношения Божественных Лиц.

Если попытаться эти отношения определить каким-то положительным образом, а не апофатическим, то мы тем самым неизбежно подчиним Божеств. реальность категориям аристотелевой логики: связи, отношения и т. д.

Совершенно недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по аналогии с причинно-следственными отношениями, к-рые мы наблюдаем в мире тварном. Если мы и говорим об Отце, как об ипостасной причине Сына и Духа, то тем самым мы лишь свидетельствуем о бедности и недостаточности нашего языка.

Ведь в тварном мире причина и следствие всегда противостоят друг другу, они всегда есть нечто внешнее по отношению друг к другу. В Боге этой противопоставленности, этого разделения единой природы нет. Поэтому в Троице противопоставление причины и следствия имеет только логический смысл, оно означает лишь порядок нашего умопредставления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: