Единосущие Лиц Пресвятой Троицы

Пресвятую Троицу мы исповедаем единосущной и нераздельной, что нашло закрепление и в литургической практике Церкви (начальный возглас утрени).

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть 3 самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божеств. совершенствами, но это не 3 особые отдельные существа, не 3 Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Они нераздельно обладают всеми божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает божеств. естеством в совершенстве и всецело.

В Свщ. Писании слово "единосущный" не встречается, хотя сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена там достаточно ясно.

Прежде всего в Ев. от Иоанна, где говорится об отношениях Отца и Сына. Ин. 10, 30: "Я и Отец - одно", Ин. 14, 10: "Я в Отце и Отец во Мне", Ин. 14, 9: "Видевший Меня видел Отца".

Ап. Павел (I Кор. 2, 11) представляет Духа Святого в том же положении к Богу, в каком дух человеческий находится по отношению к человеку.

Сам термин "единосущный" впервые встречается у Дионисия Александрийского в середине 3 века. Затем этот термин был скомпрометирован еретиками-модалистами, прежде всего Павлом Самосатским, а затем был введен в христиан. лексикон на Первом Вселенском Соборе.

Встречается этот термин и у нехристианских авторов, прежде всего у Плотина. У Плотина тоже имеется учение о троице. Согласно его учению, троица состоит из 3 единосущных ипостасей, к-рые называются у него "единое", "ум" и "душа мира". Эта троица у Плотина представляет собой нисходящую иерархию и проявл-ся в непрерывной эманации ипостасей, к-рые переходят одна в другую и друг в друге отражаются.

Таким образом, есть существенное различие в учении о троице на вершинах античной философии и в христианстве. У Плотина ипостаси, во-1-х, не мыслятся как самостоятельные лица, а во-2-х, между ипостасями имеет место отношение соподчиненности.

Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в 4 веке благодаря деятельности великих Каппадокийцев - Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Идею единосущия они обосновали путем упорядочения троичной терминологии.

Прежде всего их заслуга состоит в том, что они сумели точно определить смысл троичных терминов: "сущность", "ипостась", "лицо". Долгое время не было различия между понятиями "сущность" и "ипостась". По существу эти 2 понятия обозначали одно и то же.

Можно привести массу свидетельств отцов Церкви, напр, Афанасия Александрийского (4 в.), в самом конце 4 века блж. Иероним Стридонский писал, что школа светских наук не знает иного значения ипостаси как только сущность.

У неоплатоников, Плотина и Порфирия, уже появилась тенденция к нек-рому разграничению этих понятий. Под сущностью поздние неоплатоники понимали бытие вообще, а под ипостасью понимали нечто конкретное и определенное. Именно эта идея была заимствована Каппадокийцами, прежде всего Василием Великим, к-рые, разграничив понятие сущности и ипостаси, и установили соотношение между ними, как между общим и частным (38 письмо Василия Великого).

Именно с этого времени за ипостасью утвердилась, в христиан. богословии значение конкретного, отдельного самостоятельного бытия. Кроме того, Каппадокийцы отождествили термин "ипостась" с термином "лицо". Слово "лицо" не было термином философским. Это был термин скорее описательный, он мог означать форму, физиономию, маску актера, юридическую роль и т. д. В троичном богословии этот термин был скомпрометирован Савеллием, для к-рого лица - это не самостоятельные ипостаси, а не более, чем некие личины, к-рые Божество последовательно на Себя примеряет.

Отождествив понятие лица и ипостаси, Каппадокийцы не только упорядочили терминологию, но и ввели совершенно новое понятие, к-рого не знала история предшествующей богословской и философской мысли, понятие, к-рое мы обозначаем словом "личность". В результате, слово "лицо" получило онтологическую нагруженность, к-рой ему раньше не хватало, и из плана описательного переместилось в план онтологический, а термин "ипостась" наполнился персоналистическим содержанием.

Таким образом, соотношение между понятиями "сущность" - "природа" (этими терминами Каппадокийцы пользовались как равнозаменяемыми) и "ипостась" - "лицо", соотносятся след. образом. Ипостась по отношению к природе есть образ, способ, форма бытия природы, то, что заключает в себе природу, то, в чем природа существует и в чем она созерцается, а природа по отношению к ипостаси есть ее внутренняя содержание.

Такое различие между природой и ипостасью носит методологический характер, поскольку как природа без ипостаси есть отвлеченное понятие, то и ипостась без природы - не более, чем абстрактный принцип. Прот. Георгий Флоровский говорит, что ипостаси по учению Каппадокийцев - это "непреложные и вечные образы бытия Единого Бога".

При этом следует иметь в виду, что личность, ипостась, лицо нельзя мыслить в категориях природы, т. е. это не часть природы, а принцип ее существования, источник динамизма природных энергий, первоначало, из к-рого природа живет и действует. Личность всецело объемлет природу, заключает ее себе, будучи сама способной свободно самоопределяться по отношению к ней.

Слово "единосущный" может употребляться в 2х смыслах. Напр, мы говорим, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен всем нам по человечеству. При этом одно и то же слово употребляется в различных смыслах. Все люди тоже между собой единосущны, но каждый человеческий индивидуум явл-ся частью вида, т. е. индивидуум как бы делит природу, к к-рой он принадлежит, индивидуум есть результат атомизации природы.

В Троице ничего подобного нет, т.к. там каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Каждая из человеческих ипостасей заключает в себе человеч. природу. Мы говорим, что все люди единосущны между собой, что каждая человеческая ипостась содержит одну и ту же, тождественную природу, но понимаем тождество природы как тождество качественных характеристик природы. В то же время каждое человеч. лицо есть индивидуум, к-рый отделен от других индивидуумов, каждый имеет свое собственное действие, отличное от действия другого, каждый имеет свои желания, к-рые не совпадают с желаниями других.

В Боге все совсем по-другому. Там единая Божеств. природа, и эта единая Божеств. природа неделимо пребывает в каждой из Ипостасей. Каждое Лицо заключает в себе единую природу без всякого ее разделения. Таким образом, единосущие по отношению к Богу обозначает тождество бытия.

Единосущие Лиц Прев. Троицы св. Иоанн Дамаскин определяет как "тождество воли, действий, силы и движения". У людей этого тождества действий и силы мы не наблюдаем.

Таким образом, Божественная Троица представляет собой в то же время и единицу, ибо триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в к-рой собств. существование личности отождествляется с самоотдачей.

Прот. Георгий Флоровский так говорит о понимании термина "единосущие" великими Каппадокийцами: "Единосущие - не совершенное совпадение, не только тождество свойств и определений, но неизреченное единство троичной жизни".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: