Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире

Из учения о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, следует, что Божество обладает единым действием, но в то же время каждое из Лиц Пресвятой Троицы относится к этому действию особым образом, т. е. каждое из Лиц действует совместно с 2мя другими, но особым образом.

Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божеств. действиям: "Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым".

Подобного рода высказываний можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли они обращаются к Рим. 11, 36. Его лучше рассмотреть в славян. варианте, чем в русском: "Яко из Того и Тем и в Нем всяческая", исходя из этого высказывания ап. Павла и получилось святоотеческое выражение "Из Отца, через Сына, в Духе Святом". В Божеств. действованиях, таким образом, отображается троичность ипостасей и их неизреченный порядок.

Образ жизни внутрибожественный отличен от образа откровения Святой Троицы в мире. Если в предвечном бытии Троицы, безотносительно отношения Бога к миру, рождение и исхождение совершаются "независимо", то в божеств. домостроительстве имеет место своя вневременная последовательность. Отец выступает как источник действия, Сын - как явление или как совершитель, к-рый действует посредством Духа Святого, а Святый Дух предстает как сила, являющая, усвояющая и завершающая.

Можно пояснить это на конкретных примерах. По отношению к премудрости Отец - есть источник премудрости, Сын - есть сама ипостасная премудрость, явление премудрости, а Дух Святой - есть та сила, к-рая усвояет премудрость человеку. Можно сказать, Отец - благоволит, Сын - действует, а Дух Святой - усовершает тварь в добре и красоте.

Отец есть источник любви, Ин. 3, 16: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного". Сын есть явление Любви, ее откровение, I Ин. 4,9: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего", Рим. 5, 5: "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым".

Такой порядок не умаляет Сына и Духа Святого. Св. Иоанн Дамаскин замечает, что "Отец действует через Сына и Духа не как через служебное орудие, но как через естественную ипостасную силу".

Можно пояснить это таким примером: огонь и свет, их невозможно разделить, с одной стороны мы говорим, что свет последует огню, но, с другой, и огонь освещает, и свет от огня освещает, и огонь греет, и исходящий от огня свет также греет.

Таким образом, Сын и Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно еще заметить, что в таком порядке Откровения Божества в мире тоже нет никакой необходимости. Мы не знаем, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Естественно, не потому, что к этому вынуждает Его какая-то внешняя или внутренняя необходимость, Он открывается так потому, что так хочет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: