Архангелы

Наименование "архангелы" употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, к-рые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, к-рых называют Архистратигами небесных воинств.

Согласно Преданию, таких архангелов 8. В канонических книгах Свщ. Писания упоминаются только 2 архангела.

Архангел Михаил (евр., "кто как Бог") упоминается в Дан. 10, 13, и Иуд. 9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собств. смысле слова.

Архангел Гавриил (евр., "муж Божий" или "сила Божия"), упоминается в Дан. 8, 16 и Лк. 1, 19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается, как вестник Божеств. тайн.

4 архангела упоминаются в книгах неканонических.

Архангел Рафаил (евр., "помощь Божия" или "исцеление Божие"), упомянут в Тов. 3, 16 и почитается как исцелитель недугов.

Архангел Уриил (евр., "огонь, или свет Божий") упоминается в 3 Езд. 4, 1, почитается как проводник Божеств. любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания.

Архангел Селафиил (евр., "молитва к Богу") упоминается в 3 Езд. 4, 1; 5, 20, почитается как научающий молитве.

Архангел Иеремиил (евр., "высота Божия") упомянут в 3 Езд. 4, 36.

Есть еще 2 архангела, к-рые не упоминаются в Свщ. Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами.

Архангел Иегудиил (евр., "хвала Божия" или "славящий Бога") чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах.

Архангел Варахиил (евр., "благословение Божие") почитается как служитель Божеств. благословения.

Существенное значение имеет вопрос о молитвенном почитании ангелов. Практически во всех протестант. доминациях нет молитвенного почитания ангелов. Запрет основывается на словах ап. Павла: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов" (Кол. 2, 18).

Этот запрет связан с неразличением протестантизмом 2х существенных понятий: "служение" и "почитание". В греческом и латин. языках существуют специальные термины: одни обозначают всецелое служение, к-рое подобает одному Богу, другие - служебное поклонение, воздаяние чести, к-рая может воздаваться всему, что достойно уважения и почитания. В греч. языке слово latreia обозначает всецелое служение Богу, а proskynesis - поклонение, к-рое воздается, напр, святым, иконам, уважаемым людям. Соответствующие термины есть и в латин. языке - adoratio и veneratio. В Кол. 2, 18 ап. Павел употребляет слово "threskeia", в современном греч. языке оно означает "религию" в самом широком смысле слова, к-рое по смыслу ближе к всецелому служению, подобающее только Богу. Когда мы говорим о почитании ангелов, мы имеем в виду не служение ангелам, как Богу, а почитание ангелов в том же смысле, в каком говорим о почитании святых, икон и свящ. предметов.

Лаодикийский собор (4 в.) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы, т. е. близких к Богу и для нас благодетельных. Если мы рассмотрим продолжение мысли апостола, то увидим, что в Кол. 2, 19 осуждаются те, кто увлекается служением ангелам "не держась главы", от к-рой слагается все тело, т. е. Самого Иисуса Христа.

Очевидно, что ап. Павел в данном случае не осуждает почитания ангелов вообще, а такое их почитание, к-рое разрушает непосредственную связь верующих со Христом. Здесь имеются в виду различные гностические учения, проникавшие в христианство, в к-рых космические иерархии ангелов рассматривались как посредники между Богом и человеком, без помощи к-рых невозможно вступить в общение с Богом. Основная мысль Послания к Колоссянам состоит в Утверждении той истины, что человек соединяется с Богом непосредственно во Христе, и никакие посредники, в том числе ангелы, ему для этого не нужны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: