Совершенство ангельской природы

Ангелы - существа, наделенные разумом, свободной волей и чувствами, напр, они радуются о кающемся грешнике (Лк. 15, 10). Но ангелы не имеют органов внешних чувств. Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение...") говорит: "Имеют ведение чувств, но воспринимают не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой, т. е. по благодати".

Иными словами, ангелам присуща способность непосредственного познания вещей, без посредства внешних органов чувств.

Совершенство ангел. природы выражается в особой близости ангелов к Богу. Для них свойственно высочайшее ведение. Господь говорит: "Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Лк. 18, 10). В 2 Пет. 2, 11 говорится о могуществе ангелов, к-рые превосходят людей крепостью и силой. Совершенство ангел. природы выражается также и в святости, Господь прямо называет ангелов святыми (Мф. 25, 31). Но в то же время совершенство ангел. природы ограниченно. Так в Иов. 4, 18 сказано, что Бог "и в Ангелах Своих усматривает недостатки". Разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, потому что только Сам Бог знает Свое существо (1 Кор. 2, 11).

Они не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет, напр, им неизвестен день и час 2-го пришествия (Мк. 13, 32). Ангелы не постигают во всей полноте и тайны Искупления, желая лишь приникнуть к этой тайне (1 Пт. 1, 12).

По учению свв. отцов, могущество ангелов ограничено природой. Хотя в Свщ. Писании об этом не говорится, существует единое святоотеч. мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собств. силой. Они творят чудеса только по благодати, к-рую имеют от Бога.

Не безынтересен вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человека. Существует мнение, согласно к-рому ангелы, в отличие от людей, не сотворены по образу и подобию Божию, что ни в Свщ. Писании, ни у свв. отцов не говорится, что ангелы созданы по образу и подобию. В действительности, у свв. отцов об этом говорится, напр, у св. Иоанна Дамаскина: "Творец ангелов, приведший их из несущих в бытие создал их по образу Своему".

Как соотносится совершенство ангелов с совершенством человеческим? Согласно традиционному мнению, к-рое вошло в Катехизисы и пособия по догматике (см., напр, "Догм. богословие" прот. М. Помазанского), ангелы более совершенные существа, нежели человеки. При этом, обычно ссылаются на Евр. 2, 7: "Не много Ты унизил его пред Ангелами". В то же время у свв. отцов можно найти немало высказываний противоположного характера. Напр, прп. Макарий Египетский ("Дух. беседы") говорит: "Человек драгоценнее всех тварей, даже осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых".

Подобное мнение можно встретить у многих св. отцов. В лице своих лучших представителей человеч. род превосходит ангелов. Господь Иисус Христос как истинный Человек, по человечеству Своему выше ангелов. Божия Матерь почитается Церковью как "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим", т. е. несравненно выше всех ангел. чинов.

Нек-рые из свв. отцов обосновывали превосходство человека перед ангелами фактом Боговоплощения. Вследствие Воплощения, через таинство Евхаристии, человек может войти в более тесное, нежели ангелы, единение с Богом. Об этом говорит прп. Ефрем Сирии: "Выше ангелов поставил тебя Бог, когда в лице Своем приходил на землю, быть за тебя Ходатаем и твоим Искупителем".

Действительно, в Евр. 2, 16 сказано: "Не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово". Нек-рые из свв. отцов видели преимущество человека пред ангелами в том, что в отличие от ангелов, существ по природе простых, человек обладает сложной природой. Он сопрягает в себе 2 мира: чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека, от его свободной воли зависят конечные судьбы мира. Именно телесностью обусловлены творческие способности человека. Свт. Григорий Палама пишет: "Потому что соединенный с телом дух обладает живительной силой, к-рой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, к-рой нет у ангелов, духов бестелесных". Иными словами, ангел как чистый дух не имеет творческой силы, т. к. не соединен с материальным телом". В Евр. 1, 14 говорится, что ангелы находятся в нек-ром подчиненном положении по отношению к людям: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, к-рые имев наследовать спасение?"

Т. е. цель ангелов - служение человеку. Эти слова ап. Павла могут быть истолкованы в том смысле, что ангел не есть самостоятельный субъект действия, а служебное орудие по отношению к человеку. В действительности мы не знаем, явл-ся ли ангел только исполнителем Божеств. воли или же он сам может ставить перед собой цели, формулировать задачи и действовать для их осуществления. Что касается стиха "Не много Ты унизил его пред Ангелами" (Евр. 2, 7), то его смысл, как считает арх. Кассиан (Безобразов), не совсем правильно передан в синодальном переводе. Правильнее было бы "не много" перевести как "на немного", т.е. не на долго "не на долгое время Ты унизил его пред Ангелами". Иными словами, человек совершеннее ангелов, но на нек-рое время умален.

Синтезировать эти 2 мнения пытался свт. Григорий Палама. С его точки зрения, по подобию, т. е. актуально, в том состоянии, в к-ром человек находится сейчас, он значительно ниже ангелов. Но в то же время, по мнению свт. Григория, по образу человек более, нежели ангелы, он может достичь большего совершенства. При этом свт. Григорий считал, что могут существовать существа с различными степенями богообразности, и человек создан по образу Божию, и ангел создан по образу Божию, но степень богообразности человека больше, чем у ангелов.

Итак, точного догматич. решения вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человеков иметь не может по причинам след. характера. Во-1-х, Свщ. Писание не дает на этот вопрос однозначного ответа, и, во-2-х, нам мало известно об ангел. природе, поэтому этот вопрос относится к области богослов. мнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: