А. «КОЖАНЫЕ РИЗЫ»

Согласно Библии, после падения первых людей, Бог из сострадания к ним одел их... в одежды кожаные (Быт. 3, 21).

Что же понимают отцы под «кожаными ризами»? Если говорить в общем, то - смертность, к-рую после падения воспринял человек как 2-ю свою природу. Мефодий Олимпийский, напр, говорит: «Бог сделал кожаные одежды для этой цели, как бы одевая человека в смертность». В элементы («стихии») тела человека введено было противоборство, и в силу того оно стало грубым и тленным, подверженным страданиям и смерти.

Такое изменение природы человека было праведным возмездием за грех. Первозданный человек оставил божеств. пищу, к-рая соответствовала его природе, и для того, чтобы достичь независимости от Бога, избрал в качестве пищи плод запретного дерева, несмотря на то, что он хорошо знал, что это был плод смерти, т.е. плод постоянного изменения, текучести. Тем самым, в соответствии с плодом, к-рый он избрал, он такой же соделал свою жизнь - подверженной разложению; можно сказать, что Адам предал всю нашу природу в пищу смерти. И смерть живет постоянно, делая нас своей пищей, вследствие этого мы никогда по-настоящему не живем, а постоянно пожираемся смертью через тление.

Таким образом, после грехопадения «жизнь» переродилась в «выживание»; подлинной реальностью бытия стала смерть, а жизнь продолжалась лишь постольку, поскольку откладывалась смерть. Эта смертность, т.е. «жизнь в смерти», ощущаемая как непрочность, текучесть и, более того, как бессмысленность существования, и явл-ся преимущественным признаком «кожаных риз».

Облечение в «кожаные ризы» - это утрата человеком богоподобного достоинства своей природы. При сотворении человеч. тело было открыто для ангел. сил и для Бога, легко вступало в общение с ними. В то время, пишет свт. Григорий Нисский, единый хор разумной природы, ангельской и человеческой, «созерцал единого Главу хора и пел в гармонии с Главой». Но грех «разрушил эту вдохновенную гармонию хора»; увлекшись обольщением змия, человек пал и смешался с грязью. Облеченный теперь в грубую плоть человек не мог уже свободно общаться с Богом и Ангелами; «кожаные ризы» стали завесой, отделяющей его от мира невидимого. Напротив, новая реальность для человека - это жизнь чисто биологическая, жизнь неразумных существ. Как пишет свт. Григорий Нисский, теплокровные животные руководствуются своими чувствами, умножаются размножением в результате их привязанности (стремления) к удовольствию. Трусость спасает слабых, свирепость - тех, к-рые сильнее других. Эти черты и другие подобные им «через скотоподобный образ рождения вошли в состав человеч. естества», свойства неразумной природы соединились с человеком.

Свт. Григорий Нисский такими словами характеризует новое, «нижеестественное» состояние человеч. природы. «Это то, что человек воспринял в дополнение с неразумной кожей: половой союз, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание, взрослую жизнь, старость, болезнь и смерть».

Прп. Максим Исповедник обращает внимание еще на один признак «кожаных риз». Биологическое, скотоподобное существование человека сопряжено для него со страданием. Голод, жажда, усталость, действие стихий, болезни - все эти «естественные страсти» стали составлять как бы новый природный закон для человека. Этот закон установлен Божеств. справедливостью и действует в полном согласии с ней: страдание явл-ся расплатой за удовольствие, доставляемое грехом. Чем больше ищет человек удовольствия, тем сильнее испытывает страдание. Впрочем, в условиях падшего мира страдание скрыто под приманкой удовольствия, так что по причине грубости плоти человек легко ловится на эту приманку. Думая избежать страданий и получить удовольствие, он лишь увеличивает свои страдания. Прп. Максим говорит о «лукавых узах естества», к-рые накрепко связывают человека приманками удовольствий. Эта обольстительность греха, его неприметность и кажущаяся безобидность и составляют еще один признак «кожаных риз».

Следует подчеркнуть, что понятие «кожаные ризы» относится не только к телу, но и к душе человека. Сами по себе немощи естества не явл-ся грехом, это «неукоризненные страсти», к-рые по Праведному Суду Божиему служат лишь наказанием за грех. Но в условиях грубости и тленности плоти «естественные страсти» служат источником «неестественных», т.е. греховных страстей. Так, забота о здоровье и благосостоянии тела побуждает к чревоугодию и сребролюбию, невосприятие дух. мира приводит к забвению о Боге, к тщеславию и т.п. Получается, что «кожаные ризы» - это не только огрубевшее тело, но и душа, подверженная страстям. Как Библия, так и св. отцы отмечают, что после грехопадения весь человек, и душой, и телом, стал «плотским». Свт. Иоанн Златоуст, комментируя текст Ап. Павла: живущие по плоти, угодить Богу не могут (Рим. 8, 8), - пишет: «Он говорит «плоть», а не «тело» или состав тела, (имея в виду) жизнь плотскую, или мирскую, полную самооправдания и распутства, к-рая делает всего человека плотью».

Свт. Григорий Нисский отмечает, что не только тело, но и душевные страсти образуют «покрывало сердца... плотское покрывало ветхого человека». Когда он говорит «плоть», он определяет тем самым ветхого человека, к-рого Апостол повелевает совлечься и отложить прочь (1 Кор. 2, 14; 3, 3; Еф. 4, 22), т.е. человека, к-рого Апостол именует «плотским» или «естественным» в противоположность «духовному». По краткой формулировке свт. Григория, «кожаные одежды» есть «плотская воля».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: