А. Признаки дух. Смерти

Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божеств. приговора: в тот же день смертью умрете (Быт. 2,17). Телесная смерть - разлучение души и тела - для Адама последовала через 930 лет, но дух. смерть - разлучение души с Богом - осуществилась немедленно. Человек лишился благодати, и 1-е, что он увидел, - это то, что он наг, а 1-е, что ощутил, - стыд. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божеств. благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеч. ум, по словам свт. Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеч. существа.

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божия среди деревьев рая, забыв и о Божеств. любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.

Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, т.к. в ней утвердился закон греха.

Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, т.е. увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу - Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.

Помрачение ума, воли и чувств прародителей - это были признаки дух. смерти, к-рой человек подвергся в результате грехопадения. Дух. смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога. Диавол 1-й отверг Бога, и потому 1-й испытал такую смерть. По его коварному совету и человек впал в непослушание и сделался участником в утрате жизни. «Чем дальше человек уходит от жизни, - говорит свт. Василий Великий, - тем ближе он к смерти». Но жизнь - это Сам Бог, и отвержение жизни - смерть. Бог не создавал смерти ни для души, ни для тела. Он не сказал: «Умри в тот день, когда вкусишь от древа познания добра и зла!», но - «Ты умрешь в тот день, когда вкусишь от него». Не сказал Он также: «Возвратись в прах!», но - «Ты вернешься в землю». Он предсказывал и предупреждал, но не запрещал того, что должно было произойти.

Смерть, таким образом, - плод греха и существует в мире вопреки воле Божией. Грех явл-ся жалом смерти, и через смерть он царствует в мире.

Дух. смерть привела к расстройству природы человека. Все силы души его получили неподобающее направление, наклонились к злу, к страстям. Ум (νους) забыл свое истинное питание, ведение духовное и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал дух. слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных, утратил способность созерцать божественное, видеть дух. истину, таинственно воспарять к Богу. Разум («логос») потерял силу нравств. руководства над неразумными силами души - чувственным желанием и раздражительностью - и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию и избегать страданий. Выйдя из-под контроля разума, неразумные силы души превратились в «неестественные» страсти. Сила хотения стала страстью плотоугодия, а сила раздражительности - страстью насильничества, побуждающей к борьбе за мирские блага, средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

Таким образом, человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.

Таким образом, душа человека в основном подчинилась телу и его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человек из духовного сделался плотским. Таким образом, вся прежняя иерархия перевернулась в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир. Если дух человека должен был жить Богом, душа - духом, тело - душой, то теперь дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями небожественными, подобными той чарующей доброте и красоте, к-рые змий открыл жене, когда привлек ее внимание к древу. Душа становится паразитом тела - поднимает страсти. Тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: