Происхождение и история Плащаницы

С Великим входом связана история происхождения плащаницы. Самое раннее сообщение имеется в рукописи Тифлисского церковного музея № 193 11 в.

Рукопись представляет перевод греч. устава на грузинский язык, выполненный игуменом Афонского Иверского монастыря святым Георгием II Мтацминдели (1065 г.).

Здесь излагается последование часов Великой Пятницы, читаем: «В 2 часа дня [по европейскому времяисчислению около 8 часов утра] звонят; собравшись в церкви, вешают икону Распятия пред иконостасом и зажигают пред ней 2 свечи». Далее следует изложение чинопоследования часов. Прот. К. Кекелидзе, опубликовавший эту рукопись, в подстрочном примечании пишет: «В рук. Публ. библ. № 171, л. 408, замечено: нужно знать, что если обе стороны (разумеются клиросы. — Н. У.) сходятся вместе пред иконой Распятия, тогда каждая стихира на часах говорится 3 раза, — в таком виде: 1-й раз без стиха, 2-й раз с первым стихом, 3-й же раз со вторым. Если же по причине множества народа и огромности церкви икону Распятия вешают по обе стороны церкви, каждая стихира говорится по 4 раза: 1-я сторона говорит стихиру, 2-я повторяет ту же самую стихиру; затем правая сторона говорит один стих и ту же стихиру. Но лучше, если обе стороны сойдутся вместе, и стихиры будут петы по 3 раза, как это делается в знаменитых церквах Греции...». Итак, начало плащанице было положено в греч. богослужении. Когда убирали икону Распятия — об этом в уставе ничего не сказано.

В Афонском Дохиарском монастыре имеется фреска (1568 г.), изображающая процессию погребения Христа. 2 ангела — диаконы с кадилами и свечами ведут процессию, их сопровождает ангел — диакон с 2-мя рипидами и одним малым покрывалом, на к-ром вышито изображение мертвого Христа, покрывало привязано к его плечам. Затем идет ангел — диакон, несущий на голове дискос, на плечах ангела покрывало с вышитым изображением Христа. Несущего дискос ангела сопровождают 3 ангела — пресвитеры. Один несет чашу, 2-й — дискос на голове и чашу в левой руке и 3-й — чашу. Затем идет другой ангел — диакон с каким-то неидентифицированным сосудом, еще ангел — священник с небольшим покрывалом, другой ангел — священник с покрытым сосудом (чашей или дискосом), еще ангел — священник с чашей и, наконец, 3 ангела — священники, несущие на своих головах большой воздух с изображением умершего Христа. Все чаши покрыты небольшой очистительной тканью, такой маленькой, что сосуды кажутся почти непокрытыми. На дискосах также небольшие покрывала. Но они явл-ся дополнением к 2м покрывалам, что на плечах ангелов — диаконов.

Исключительно сложная композиция дохиарской фрески, во многом совпадающая с современным Великим входом архиерейской литургии, не могла быть плодом творческой фантазии художника. Ее сюжет был заимствован из действительности. И порядок, в каком идут участники шествия, и их облачения — у диаконов стихари, а у пресвитеров фелони, и даже небольшие покрывала, положенные на плечи диакону, несущему 2 рипиды, и следующему за ним диакону, несущему на голове дискос, — все это напоминает торжественное шествие на Великом входе современной архиерейской литургии.

Так представил в красках этот вход художник 2-й половины 16 в. Но первоначально покров представлял собой большое покрывало, к-рым закрывали все чаши и дискосы, поставленные на престоле. Никаких данных, подтверждающих, что воздух был как-то разукрашен, нет.

Обычай употреблять вышитые церковные облачения и ткани появился в Константинополе в период династии Палеологов (13—15 вв.).

Около 14 в. появл-ся вышитый воздух, на к-ром было изображено мертвое тело Христа. Затем стали добавлять фигуры Богородицы, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского. Позднее стали вносить в рисунок Никодима и жен-мироносиц, память к-рых также чествуется в 3-ю неделю по Пасхе.

В данном случае происходило явление, аналогичное тому, какое происходило в Рус. Церкви с появлением плащаницы в 16 в. В Великую субботу утром плащаницу выносили из алтаря и совершали перед ней пение ≪Непорочных≫ (17 каф., 118 пс.) и прочее последование утрени. В конце утрени по целовании плащаницы ее относили в алтарь и полагали на престол, где она лежала до субботы Святой недели. В этот день после литургии ее относили в ризницу. На престоле оставался антиминс. Антиминсы же у нас имели крест. На нек-рых была надпись ≪Царь славы. ИС.ХС.НИ.КА≫, на нек-рых еще изображение копия и губки, или КОП.ТРОСТ. Прот. К.Никольский в исследовании ≪Об антиминсах Православной Рус. Церкви≫ приводит в качестве иллюстрации 24 антиминса. Первый из них, датированный 1627 г., имеет изображение Христа, стоящего в открытом гробе. Из раны, к-рую нанес ему один из воинов, течет кровь в стоящую рядом чашу. На полях антиминса справа ангел с копьем, слева ангел с копнем, на к-ром нанизана губка, по углам —4 евангелиста. Над головой Христа надпись, сделанная Пилатом: И.Н.Ц.И. и ИС.ХС.НИ.КА. В первом печатном Московском антиминсе 1659 или 1662 г. дано изображение положения Господа во гроб. В печатном антиминсе, освященном в 1770 г., — положение во гроб, Богородица и с нею плачущие Мария Клеопова и Мария Магдалина — у изголовья Христа, Иосиф, омывающий ноги Христу, и на этой же стороне Никодим и плачущий Иоанн Богослов. На 2-м плане на правой стороне ангел, держащий 2 рипиды, а на левой — ангел с 2мя опахалами, между ними крест, у к-рого стоит лестница. Выше над крестом в облаках Бог Отец, ниспосылающий Христу Духа Святого. В углах — евангелисты.

Постоянные связи между Правосл. Востоком и Рус. Церковью содействовали распространению плащаницы у нас. В Списком монастыре в Великую субботу игумен с другими священниками после тропаря на ≪Бог Господь≫ выходили на середину храма и, став перед иконой положения во гроб Христа, к-рая лежала на аналое, пели 17-ю кафизму. Игумен же кадил весь храм.

В других случаях священник после Великого славословия при пении ≪надгробного≫ Трисвятого выходил с Евангелием и возглашал ≪Премудрость, прости≫, чтец читал тропарь, пророчества и паремию.

В Иосифо-Волоколамском монастыре вход совершался с воздухом, к-рый в это время переносился из большого храма в малый. При пении стихиры ≪Преблагословенна еси, Богородице Дево≫, говорится в обиходнике этого монастыря, ≪пойдут со свечами в большую церковь и, пришед, поют славословие и пред воздухом идут помалу тихо и поют ≪Святый Боже≫ путь ея (по всей вероятности: во весь путь — Н.У.), а священницы все идут под воздухом≫.

Таким образом памятники описываемого времени дают нам двоякое описание входа после великого славословия. По одним, священник выносит только одно Евангелие — обычай, имевший место еще во время господства Студийского устава, а по другим — кроме Евангелия выносился ≪воздух большой≫, а иногда и малые воздухи.

Сохранилось много больших воздухов, описания к-рых не оставляют никакого сомнения. ≪Лета 6964 (1456 г.), — читаем мы надпись на одной плащанице, — милостью Божиею сей воздух сдан бысть благоверным великим князем Василием Васильевичем всея Руси и сыном его великим князем Иваном Васильевичем и благоверною великою княгинею Мариею и сыном благородным князем Юрьем Васильевичем в дом святыя София премудрости Божьи, в вотчину велики князе Василья, Ивана и Юрья — в Великий Новгород, преосвященному архиепископу владыце Евфимию≫. Воздух этот длиною 3 аршина, а шириною 2 аршина. ≪Лета 7073 (1565 г.), — читаем надпись на другом воздухе, — в царство благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси и преосвященнеишем митрополите всея Руссии сделан сей воздух в обитель Пречистый Богородицы честнаго и славнаго ея Успения... повелением благовернаго князя Владимира Андреевича, внука великаго князя Иоанна Васильевича≫. Длина воздуха 3 аршина 9 вершков, ширина 2 аршина 4 вершка. Подобные надписи имеются на воздухах 1545 и 1601 гг. Плащаницы царского пожертвования отличались драгоценностью материала (шелк, бархат) и высоким качеством вышивки.

Кроме плащаниц с изображением погребения Христа существовали еще плащаницы или покровы местно чтимых святых. В чиновнике Новгородского Софийского собора имеется ряд указаний на ношение во время Великого входа плащаницы Иоанна, архиепископа Новгородского: ≪Несут на переносе плащаницу, образ Иоанна, архиепископа, сенние попы≫. ≪А на большом переносе образ на плащанице чудотворца Антония носят священницы≫. ≪Плащаницу чудотворца Варлаама на перенос≫. ≪А на переносе несут плащаницу чудотворца Никиты≫. В нек-рые праздники носили 2 плащаницы — святителей Никиты и Иоанна. Подобные указания имеются и в чиновниках Московского Успенского собора, причем здесь носили одновременно 2 плащаницы — святителей Петра и Ионы. ≪На литургии вовремя переносу носят плащаницы Петрову и Ионину≫. ≪Ино возмут 2 покрова с Петровы и Ионины≫.

С появлением печатных типиконов стали терять свое значение соборные чиновники, а с ними и ношение на Великом входе плащаниц святителей. Те же типиконы имели значение в распространении обряда выноса плащаницы Христовой. Но, к сожалению, издания той поры, когда обряд выноса плащаницы распространялся, оказались противоречащими одно другому. Типикон 1610 г. излагал чин выноса в соответствии с практикой Троице-Сергиевой Лавры, а это делало совершение обряда возможным далеко не во всех даже городских храмах. Издания 1633 и 1634 гг. указывали только вход с Евангелием в Великую субботу, а вынос плащаницы не упоминался.

В типиконах 1641 и 1651 гг. наблюдается возврат к прежней русской практике, отраженной в соборных чиновниках. Вынос плащаницы указан в Великую субботу. ≪Славословие великое. Таже входит игумен во святый алтарь со иереи и диаконы и облачится во вся священный одежды, иереи же токмо в ризах; исходит с Евангелием под плащаницею и диаконы с кадилы, обращающеся кадят трижды, предходящим ему со (свещами и со двема лампадома, и оба лики поюще Трисвятое надгробное≫. После Трисвятого ≪входит игумен с Евангелием в царския двери и полагает Евангелие на престол≫. После утрени ≪игумен целует образ и братия его≫.

В издании патриарха Иоакима, 1682 г., и патр. Адриана, 1695 г., вынос плащаницы изложен согласно с типиконами Иосифовских изданий. Он совершается в субботу на утрени с Евангелием, после Великого славословия. Евангелие полагается на престоле, а плащаница —- среди храма ≪на уготованном столе во образ гроба≫. Целование же плащаницы положено после утрени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: