Положение сербского народа под властью Османской империи

Городская жизнь

О сербских городах до XVI в. мы располагаем весьма скудной информацией. Конкретные сведения о неаграрных отраслях эконо­мики касаются почти исключительно горного дела, крупнейшим Центром которого был г. Ново-Брдо, в начале XV в. (при Стефане Лазаревиче) получивший грамоту — единственный в своем роде °бразец развития городского права в Сербии (сохранился только начальный фрагмент). Одновременно был издан “Закон о рудни­ках”. Наметившийся прогресс был прерван вследствие османской

экспансии. Ново-Брдо не только пострадало в период военных дей­ствий, но и лишилось христианских жителей, вместо которьк были поселены мусульмане. Хотя доходы от рудников составляли “сул­танский хас”, горное дело по-прежнему оставалось в руках христи­ан, возможно, это бьши потомки тех выходцев из немецких зе­мель, которых “Законник Стефана Душана” называл саксами. Но турецкое правительство не проявляло достаточной заботы о под­держании этой отрасли, и к концу рассматриваемого периода она утратила свое прежнее значение.

В новых условиях предпочтение оказывалось отраслям, отве­чавшим потребностям военного времени и вкусам Востока, вслед­ствие чего города вплоть до последних десятилетий XVII в. укреп­ляли свое положение. Наиболее значительные городские центры насчитывали по нескольку десятков тысяч жителей.

Из ремесел преимущественно развивались металлообрабатыва­ющие (оружейное производство, изготовление домашней утвари, вероятно, ориентального образца), кожевенные (сербский город Ужице славился своим сафьяном) и производство некоторых ви­дов текстильных изделий (например, вышитых подушек и занаве­сей из цветного полотна).

И все же значение того или иного города в основном зави­село от состояния торговли. На этой основе успешно разви­вался Белград. Его роль как торгового центра стала особенно заметной после падения Буды и Темешвара (Тимишоары); в Белград переместилась дубровницкая колония из пришедшего в упадок Смедерева (объектами торговли были не только продукты ремесла и сельского хозяйства, но и церковные книги). Особенную активность в Белграде проявляли кроме дубровницких и венециан­ские торговцы. '

Аграрные отношения. Процесс читлучения

Своеобразная ситуация сложилась в землях, вошедших в со­став Османской империи, где в XVII в. интенсивно развивается процесс читлучения.

Термин “чифтлик”, или “читлук”, переводится как “баштана”. Первоначально он означал крестьянское хозяйство, т.е. те самые поля и виноградники, о которых упоминает “Законник Стефана Душана” (владение ими было обусловлено выполнением опреде­ленных обязанностей, но с известной оговоркой: их можно было завещать или продать). В этом смысле права непосредственных про­изводителей, в том числе христианской “райи”, были шире, неже­ли права “спахиев” — представителей “рыцарского сословия”. Вла­дения последних, “спахилуки”, представляли собой разновидность


ленов, приносивших строго определенный доход в виде натураль­ных и денежных податей. В отличие от положения в средневековой Сербии на завоеванных территориях господская земля, как прави­ло, отсутствовала, и барщины в пользу спахиев подданные не несли.

Вплоть до того времени, когда обозначились первые грозные признаки кризиса, связанного с падением политического и воен­ного могущества империи, такое положение, видимо, удовлетво­ряло турецких господ, как “спахогланов”, получавших свои нало­говые квоты, так и янычар, составлявших пехотный корпус и оплачиваемых из казны. Когда же военные трофеи перестали быть надежным источником обогащения и повышение налогов начало подрывать экономические возможности крестьянского хозяйства, представители господствующего класса оказались вынужденными искать выход в повышении собственной хозяйственной активности.

Кто выступил инициатором переворота — спахии или яныча­ры, — сказать трудно. В системе аграрных отношений Османской империи появляется новая фигура янычарского аги, узурпирую­щего крестьянские права и превращающегося в читлук-сахибию, который заводит собственное хозяйство, основанное на эксплуата­ции крестьян, обязанных барщиной. Подобный путь проделывали и сами спахии, вынуждая задолжавших подданных уступать им свои права на чифтлики, после чего земля обрабатывалась там тру­дами райи.

К концу XVIII в. фигура спахия, с бичом в руке надзирающе­го за полевыми работами, становится типичным явлением в серб­ском селе.

Однако в некоторых сельскохозяйственных отраслях инициа­тива оставалась в руках крестьян. Речь идет о животноводстве, и прежде всего — свиноводстве (что вполне объяснимо, поскольку мусульмане из религиозньк соображений не могли заниматься этим прибьыьным делом, равно как и производством ракии (водки), также пользовавшейся спросом на рынке).

В целом на территории Османской империи после войн первой половины XVIII в. христианское население оказалось в неблаго­приятных условиях. Турецкая администрация издавала дискрими­национные указы. Например, христианам было строго запрещено носить роскошные одеяния и использовать в своих нарядах опреде­ленные цвета. Они должны были выказывать знаки смирения в общении с мусульманами. В 1767 г. была ликвидирована православ­ная патриархия Печа, а на следующий год та же участь постигла архиепископию Охрида. Все сербские земли оказались под юрис­дикцией Константинопольского патриарха. С этого времени начи­нается процесс замены сербских епископов греческими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: