Где искать источник богатства?

Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему — значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.

Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты и физиократы. Меркантили­сты — от итальянского mercante — купец, торговец. Физиократия в буквальном переводе означает власть природы. Меркантили­сты искали источник богатства во внешней торговле; физиок­раты считали, что увеличение богатства происходит только в сельском хозяйстве, ибо только здесь прирастает материя. Как отмечали французские историки, меркантилисту страна пред­ставлялась в образе богатого купца, наподобие амстердамского, для физиократов же она была воплощением сельского дворя­нина, живущего на своей земле и плодами этой земли2.

Не все авторы признают, за меркантилистами право назы­ваться школой. Говорят, что меркантилизм — это главным об­разом или почти исключительно сфера экономической поли-


тики, политики/проводимой странами с сильной централизо­ванной властью в целях защиты национальной экономики. Но меркантилизм не только политика. Сам термин употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (в XVI— XVII вв. политика накопления золота и серебра — основы бо­гатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики — система взглядов, обозначившая этап в ис­тории экономических учений.

Меркантилисты искали источник не просто богатства, а бо­гатства в специфической форме, которая отвечала периоду пер­воначального накопления. Они отражали интересы крупного торгового капитала, для которого деньги — источник богатст­ва — выступают не в виде сокровища, а в форме капитала. Деньги для них — источник доходов, приводящий в движение и торговлю, и мануфактурное производство.

“Богатство Англии — во внешней торговле” — так называ­ется трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томаса Мэна (1571—1641), члена совета дирекоров Ост-индской торговой компании, самой крупной ком­пании того времени. Мэна называют “стратегом торговли”, а его книгу — “евангелием меркантилизма”. Мэн и его сторон­ники отождествляют богатство с деньгами, золотом. Как же умножать размеры богатства? “Обычным средством для увели­чения нашего богатства и денег, — пишет Мэн, — является внешняя торговля”3.

Чтобы увеличить богатство, нужно следовать таким реко­мендациям: 1) добиваться положительного торгового баланса, “продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них”; 2) не копить деньги как сокровище, а ис­пользовать их в торговых операциях, расширять торговлю — “вывоз наших денег является средством увеличить наше богатство”; 3) быть экономными в расходах, избегать расточи­тельства, излишеств, порочной праздности. Ссылаясь например трудолюбивых голландцев — соседей англичан, Мэн осуждает тех, кто, “предаваясь удовольствиям и в последние годы одуряя себя трубкой и бутылкой, и уподобляясь животным, посасывая дым и выпивая за здоровье друг друга”, утрачивает обычную доблесть, которую англичане “часто так хорошо проявляли и на море, и на суше”4.

Меркантилисты — сторонники сильной власти; они высту­пают за государственную поддержку торговли, ремесел, но про­тив мелочной регламентации. Условием роста богатства нации служит не только выгода внешнеторговых связей с другими, особенно отдаленными странами (Индией, Китаем), но и раз-

витие собственной промышленности, ремесленного и мануфак­турного производства, судоходства, обработка свободных зе­мель, вовлечение населения в производительный труд. Они (меркантилисты) за расширение производства товаров из ино­странного сырья. “Эти производства дадут работу множеству бедного народа и увеличат ежегодный вывоз товаров за гра­ницу”. “Мы должны, — поучает Мэн, — стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров”. “Там, где на­селение многочисленно и ремесла процветают, там торговля должна быть обширной и страна богатой”3.

Меркантилисты — за поддержку отечественной торговли:

“политика правителя — главная сила”. Но взгляды представи­телей этой школы довольно неоднородны. Испанские авторы (страна вывозила золото из американских колоний) выступали за запрет вывоза золота из Испании и ограничение ввоза ино­странных товаров. Французские меркантилисты выдвигали в центр внимания проблему обеспечения положительного тор­гового сальдо. Основоположник российской экономической школы И. Т. Посошков (1652—1726), автор “Книги о скудости и богатстве”, пекся прежде всего о насаждении промышлен­ности. Он предлагал устанавливать для всех купцов единые цены, чтобы устранить конкуренцию. Посошков был убежден, что “мы можем прожить и без их товаров, а они без наших товаров и десяти лет прожить не могут”6.

Очевидно, что современные взгляды на внешнюю торговлю, на значение положительного торгового баланса отличаются от представлений в прошлом. Накопление денежных ресурсов, не подкрепленное соответствующим ростом производства, ведет к инфляции. Положительный баланс в торговле с другими стра­нами означает, что продукции вывозится больше, чем покупается по импорту. А это означает фактическую потерю “богат­ства” — общественного продукта по современной терминоло­гии. Положительный торговый баланс может быть полезен как своего рода стартовая позиция для экономического роста. Он выгоден в том случае, если снижаются внутренние издержки на производство продукции, если мировые цены выше внутренних, а импортные товары обходятся дешевле, нежели про­дукция собственного производства.

Физиократы выступили с критикой меркантилистских кон­цепций. Их также волновали вопросы, откуда происходит бо­гатство,.каким образом оно умножается, по каким законам или принципам распределяются богатство и доходы. Но ответы на эти вопросы школа физиократов давала, руководствуясь иными взглядами и отражая иные интересы. Физиократы ис-

ходили из действующего в обществе, по их представлению, принципа естественного порядка. Естественный порядок управ­ляется естественными законами, существующими в природе, в живом организме, в мире животных. Основа естественного по­рядка в обществе — уважение к собственности и власти.

В условиях естественного порядка особую роль играет земля. Суть в том, что земля способна приносить доход, превышающий затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерна. Потому в земледелии, и только в этой специфической отрасли, существует “чистый продукт” В других отраслях чи­стого продукта не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что фи­зиократы называли “чистым продуктом”, позже получило на­звание “рента”.

В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы делили все общество на производительный класс, непроизво­дительные классы (другое название — “бесплодные”) и класс собственников. Производительный класс — это земледельцы, они создают чистый продукт. “Бесплодный” класс — ремес­ленники, рабочие, торговцы, слуги, чиновники. Они обеспе­чивают только себя, создавая столько продукта, сколько по­требляют. Они полезны для общества, но непроизводительны в том смысле, что не увеличивают богатства — ни своего, ни общественного. Класс собственников имеет право на получение чистого продукта, ибо они в свое время осваивали земельные массивы, делали землю плодородной. Доходы, получаемые соб­ственниками, — это вознаграждение за их прошлые затраты. Конечно, подобное деление общества на классы было наивным и ошибочным. А. Смит по поводу позиции физиократов иро­нически заметил: если следовать их логике, придется признать бесплодным всякий брак, если он дает только двух детей.

Однако в концепции, точнее, в теории физиократов таилось свое рациональное начало (звено). Это — экономическая таб­лица доктора Ф. Кенэ, являвшаяся первой в истории науки схемой кругооборота общественного продукта. Французский экономист Франсуа Кенэ (1694—1774) был придворным меди­ком, экономическими вопросами увлекся и стал заниматься уже в зрелом возрасте. В его квартире на антресолях Версаль­ского дворца собирались друзья и единомышленники, образо­вавшие кружок физиократов. Члены кружка обсуждали свои концепции, проекты, идеи, в том числе экономическую таб­лицу. Согласно этой таблице класс земледельцев создает про­дукт, который расходуется на их собственное содержание, арендную плату и подати классу собственников и феодалам,


приобретение мануфактурных продуктов у непроизводительного класса. Непроизводительный класс сам ничего не создает и получает определенную сумму из вторых рук в уплату за мануфактурные продукты. Эти средства поступают непроизводи­тельному классу от земледельцев и собственников. Собствен­ники рассчитываются с земледельцами и “бесплодными” ре­месленниками за их продукцию. В итоге доходы реализуются, продукт общества совершает полный оборот и потребляется тремя классами7.

Схема, положенная в основу экономической таблицы, весьма условна. Ее авторы как бы не замечают, что в конце своего вычисления они находят лишь то, что сами же раньше ввели в свой расчет8. Но главное в этой таблице не математиче­ское соответствие цифровых данных, а сама идея поиска и табличного (наглядного) изображения взаимосвязей продукто­вых потоков на макроуровне. Кенэ впервые в истории эконо­мической науки подошел к рассмотрению движения обще­ственного продукта и его составных элементов с позиций мак­роанализа, по современной терминологии — общественного воспроизводства.




double arrow
Сейчас читают про: