В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех — земледельцев, ремесленников, моряков, торговцев и др., т. е. представителей всех видов труда и всех профессий. Экономический мир — огромная мастерская, где разворачивается соперничество между различными видами труда по созданию общественного богатства. Мнение меркантилистов об особом значении драгоценных металлов, денег ошибочно. Если целью служит накопление денег и деньги останутся лежать без движения, то это приведет к тому, что сократится количество изделий или сооружений, которые можно было бы произвести или купить на эти деньги.
По Смиту, истинный источник богатства — “годовой труд каждой нации”, направляемый для годового потребления. По современной терминологии, это — валовой национальный продукт (ВНП). Терминология несколько изменилась, и в настоящее время под национальным богатством понимают уже не годовой продукт нации, как во времена Смита, а накопленный и синтезированный труд многих лет, богатство нации как результат материализованного труда нескольких поколений.
Самую важную роль в увеличении производительной силы труда и росте национального богатства, согласно Смиту, играет разделение труда. С анализа этого феномена он начинает свое исследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от одной операции к другой, способствует изобретению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд. Пример Смита с булавочной мануфактурой, показывающий возможность в десятки и сотни раз повысить производительность труда, неоднократно приводился авторами учебных руководств.
“Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно... Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся”15. Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Люди производят продукты не для личного потребления, а ради обмена на продукты других производителей. “Не на золото или серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и стоимость их для тех, кто владеет ими и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, которое он может купить на них или получить в свое распоряжение”16.
Разделение труда, как отмечает один из авторов, явилось своего рода исторической призмой, сквозь которую Смит анализирует экономические процессы. С разделением труда связано представление об “экономическом человеке”. Эта категория лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, производства.
Одна из стержневых идей, положенных Смитом в основу развиваемой им системы,— теория стоимости и цены. Он утверждает: “Труд является единственным всеобщим, равно как и единственно точным, мерилом стоимости”17. Стоимость, по Смиту, определяется затраченным трудом не одного конкретного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Смит отмечает равнозначность всех видов производительного труда, участвующих в создании стоимости.
Рассматривая проблему ценообразования и сущность цены, Смит выдвинул два положения.
Первое гласит: цена товара определяется затраченным на него трудом. Но данное положение, по его мнению, применимо лишь на первых ступенях развития общества, в “примитивных обществах”. И Смит выдвигает второе положение, согласно которому стоимость, а значит, цена складываются из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т. е. определяются издержками производства. “Например, в цене хлеба одна ее доля идет на оплату ренты землевладельца, вторая — на заработную плату или содержание рабочих... и третья доля является прибылью фермера”10 Окончательного выбора между этими двумя концепциями Смит не сделал. Его последователи, сторонники и противники могли придерживаться и первой, и второй концепции.
На рис. 1 первое положение Смита изображено в виде сплошной стрелки с надписью “Труд”, который выступает в качестве источника создания стоимости. В процессе последу-
ющего распределения образуемый трудом доход разделяется на заработную плату, прибыль и ренту. Суть второго положения Смита выражена с помощью пунктирных стрелок с надписями “Капитал” и “Земля”. Второе положение гласит, что наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля. Они выступают теперь как факторы, участвующие в
образовании стоимости. Капитал создает доход в форме прибыли, земля — в форме ренты.
Рис. 1. Два положения Смита об образовании стоимости (и цены) товара
Вторая трактовка связана с попыткой Смита перейти от анализа простого товарного производства (“примитивного общества”) к рассмотрению товарно-капиталистического производства, в котором истинным источником стоимости перестает быть живой труд. Раньше средства труда принадлежали работнику. В обществе, предшествовавшем накоплению капиталов и обращению земли в частную собственность, пишет Смит, соотношение между количествами труда, необходимыми для приобретения разных предметов, было, по-видимому, единственным основанием, которое могло служить для обмена их друг на друга. Весь продукт труда принадлежит работнику, и количество затраченного труда представляет собой единственное мерило цены.
В дальнейшем по мере накопления капиталов положение меняется. Стоимость товаров распадается на две части, одна идет на оплату заработной платы, другая — на оплату прибыли на капитал. “При таком положении вещей работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев
он должен делить его с владельцем капитала, который нанимает его. В таком случае количество труда, обычно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, не является единственным условием для определения количества труда, которое может быть куплено или получено в обмен на него”.
Экономические понятия, категории, положения, развиваемые Смитом, как правило, взаимосвязаны. Стоимость создается производительным трудом, и только производительным трудом. Разделение труда — главная предпосылка повышения его производительности, увеличения богатства. Смит стремился уточнить, упорядочить терминологию. От него вошли, к примеру, в обиход такие категории, как производительный и непроизводительный труд, основной и оборотный капитал, “естественная” и “рыночная” цена.
Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. В связи с этим он полемизирует и с меркантилистами, и с физиократами, в частности с Кенэ. “Некоторые глубокомысленные врачи думали, что для здоровья политического организма необходимы строгий режим диеты и регламентация”, — иронизирует Смит. “Он, по-видимому, не помышлял, что в политическом организме естественное усилие, прилагаемое каждым человеком для улучшения своего положения, является принципом предохранения, способным предупредить и исправить во многих отношениях дурные действия какой-нибудь политической экономии, до известной степени пристрастной и стеснительной”. Она “запаздывает со своими мероприятиями” и не может остановить прогресс нации. Естественный строй стесняют “сотни нелепых преград”, воздвигаемых “безрассудством человеческих законов”, но он преодолевает их.
Не отвергая полностью участия государства в экономической жизни и контроля с его стороны, Смит отводит ему роль “ночного сторожа”, а не регламентатора и регулятора экономических процессов (теперь эта роль трактуется несколько иначе и целесообразность государственного регулирования признается почти повсеместно). “Шотландский мудрец”, как называют Смита некоторые биографы, выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, защита страны, устройство и содержание общественных учреждений.
Из теоретических рассуждений Смита следуют и некоторые практические выводы. В пятой книге есть специальная глава “Четыре основных правила налогов”. В ней утверждается, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это
предлагали физиократы, а на всех одинаково — на труд, на капитал и на землю. Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового бремени — по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков. Что касается основных правил, которые должны соблюдаться при взимании налогов, то они, по мнению Смита, должны касаться сроков, способов, размера платежа, санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения. “Налог, необдуманно установленный, создает сильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаются и наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые начала справедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоял против них...” Подобное умозаключение, сделанное 200 с лишним лет назад, да и многие другие замечания и предложения создателя “Богатства народов” звучат порой так, будто их сделали только вчера или сегодня.
Труд Смита отличается удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь сущность Смитовых идей, требуются время, неторопливое размышление, неоднократный возврат к прочитанному.
Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положения труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.
Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй — это система, которую должен открыть изобретательный ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует. Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует “экономический человек”. В погоне за собственной выгодой он направляется “невидимой рукой” к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.
Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.
Третье. Теории стоимости и цены разработаны как исходные категории в общей теоретической системе экономической науки.
Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений, с другой стороны. У Смита общие принципы постоянно иллюстрируются конкретными фактами. Смит не просто теоретик, а внимательный наблюдатель, человек, прекрасно знавший тот мир, в котором жил. Он умел слушать, любил беседовать с людьми. Как лектор Смит увлекал слушателей убедительными аргументами. У него одно время учились и русские — Семен Десницкий, Иван Третьяков, написавшие позже оригинальные работы по экономике и праву. Успеху Смита как автора классического труда способствовали необычайно широкий кругозор, независимость суждений, основательность и въедливость исследователя. Терминологическая точность была его любимым коньком.
Общий творческий замысел Смита был весьма широк. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила “Теория нравственных чувств”. Эта работа была опубликована, в ней проводятся идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла — “Богатство народов”. Эта работа сложилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить “История и теория культуры (науки, искусства)”. Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, материалы были уничтожены.
Возможно, многоплановость, широта замысла способствовали успеху экономического труда.
Влияние Смита распространялось не на одну школу, практически оно оказывалось по нескольким направлениям: и по линии рикардианской школы (трудовая теория стоимости), и по линии тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительской ценности товаров (австрийская школа), и по линии тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Ж.-Б. Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда и в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. “Богатство народов” находилось в центре внимания и противников классической школы, выступавших про-
тив чрезмерной формализации экономической науки (историческая школа, институционализм).