Роль lex mercatoria в правовом регулировании международных коммерческих контрактов

Понятие «lex mercatoria» используется для обозначения всего существующего массива национального и международного регламентирования внешнеторговых отношений, т. е. глобальное осмысление правил международной торговли. Lex mercatoria – это автономный правопорядок, самостоятельная правовая система, которая создается не государством и не группой государств, а непосредственно субъектами международной торговли (С. В. Бахин), международное коммерческое право, объединяющее нормы прямого действия и устраняющее a priori коллизию между правовыми системами разных государств (Н. Ю. Ерпылева). Критерий включения каких‑либо актов в lex mercatoria – возможность и целесообразность их применения в международном коммерческом обороте.

Основные инструменты lex mercatoria разрабатываются в рамках международных организаций. Доктрина в основном рассматривает lex mercatoria как «квазиправовое регулирование». Предписания lex mercatoria не подлежат принудительному исполнению, т. е. обязывают стороны не сами по себе, а лишь становясь частью контрактных условий (С. В. Бахин). По своей природе lex mercatoria является системой негосударственного регулирования международной торговли.

Главенствующую роль в формировании lex mercatoria играют международные организации.

В 1983 г. ЮНСИТРАЛ приняла Единообразные правила о договорных условиях согласования суммы, причитающейся в случае неисполнения обязательства. Это унифицированная формула, объединяющая различные подходы к правовой квалификации неустойки (концепции «заранее исчисленных убытков» в англо‑американском праве и «штрафной» неустойки в континентальном праве). В 1988 г. опубликовано Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов. В 1992 г. разработано Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам; его цель – оказать содействие сторонам, заключающим встречные сделки. В 1996 г. принят Типовой закон по электронной торговле, который призван создать благоприятные условия для использования современных средств коммуникаций и хранения информации, электронного обмена информацией, электронной почты и факсимильной связи.

В рамках УНИДРУА разработано Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга), в рамках ОЭСР – Руководящие принципы для многонациональных предприятий, в рамках МОТ – Принципы многонациональных предприятий и социальной политики, в рамках ООН – Комплекс справедливых принципов и норм для контроля за ограничительной деловой практикой и многочисленные кодексы поведения (Международный кодекс рекламной практики, Кодекс поведения линейных конференций, Кодекс поведения для ТНК, Кодекс поведения в области передачи технологии).

МТП составлены своды единообразных правил: Инкотермс, Йорк‑Антверпенские правила об общей аварии, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; приняты образцы договора международной купли‑продажи, агентского и дистрибьюторского договоров, договоров франчайзинга и случайного посредничества. Типовые проформы соглашений, предлагаемые МТП, представляют собой рекомендации по выбору условий внешнеторгового контракта.

Ссылка в контракте на международные своды принципов, обычаев делового оборота и торговых обыкновений в определенной степени исключает международный коммерческий контракт из сферы действия национального права. Включенные в соглашения условия становятся положениями контракта (ст. 1, 421, 422 ГК РФ) и стоят в иерархии правовых норм выше диспозитивных норм права.

7.8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: