Ø Инициативность характеризует преодоление членами организации определенных нормативных ограничений, неизбежных в любом виде деятельности; по своей сути близка к инновационной деятельности.
Ø Заинтересованность в делахорганизации позволяет определить степень мотивированности каждого работника в совместной трудовой деятельности.
Ø Дисциплинированность проявляется через отношения субъекта к нормативным ограничениям, целесообразности и справедливости требований правопорядка, к соблюдению правопорядка как ценности.
Ø Ответственность раскрывается через совпадение интересов и стремлений персонала в принятии ответственности за результаты коллективного труда.
Ø Добросовестность раскрывает соответствие поведения и деятельности нормативным предписаниям, которые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют, наряду с другими характеристиками, образ жизни коллектива организации.
Ø Требовательность раскрывает степень должного отношения к организации, которое реализуется вырабатываемыми социальными нормами, регулирующими поведение и деятельность.
|
|
Ø Экономия ресурсов раскрывают органическое единство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности организации, проявляются опосредованно через отношения персонала к процессу и результатам своего труда и являются показателями его экономической воспитанности.
Ø Критичность характеризует отношение к недостаткам у персонала и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации трудовой деятельности, так и в межличностных отношениях.
Ø Соревновательная активность характеризует степень включенности участников совместной деятельности в достижение целей, поставленных перед группой или организацией в целом, причем достижение этих целей, их ценность опосредованы сравнением с результатами аналогичной деятельности других.
Степень проявления отмеченных показателей обусловлена следующими психологическими условиями:
Ø устойчивостью основных интересов персонала в трудовой и социальной деятельности;
Ø наличием развитых межличностных отношений;
Ø причастностью к группе, организации; активным участием в трудовой и социальной деятельности;
Ø наличием в группе развитой значимой системы самоуправления и самоорганизации;
наличием реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только трудовую деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности персонала.
Лекция 18. Лидерство как власть
Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство.
|
|
В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков – в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т.п.
И.В. Гете считал, что поступок – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Анекдотичен образ руководителя, авторитарного на работе и покорного в обществе своей жены.
Некоторые подходы к объяснению феномена власти:
Ø Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой.
Ø Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим. Власть распространяется на все социальные образования. Носителями организационной власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.
Ø Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Восприятие либо основывается на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека.
Ø Философский подход включает в себя следующие положения:
· власть – категория общественная, это волевое отношение между людьми;
· истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;
· сущность власти образует господствующая воля конкретного лидера или социальной, этнической, профессиональной, конфессиональной группы.
Ø Социологический подход состоит в сведении власти к влиянию одной социальной группы на другую ядром власти служит статусно-ролевая система отношений, закрепленная в правовых и иных социальных нормах.