Паника – социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе.
Паническое поведение людей – стремление к самостоятельному спасению. Страх (агорафобия) блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию.
По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна охватывать людей, как собранных на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории.
Психологической основой паники является циркулярная реакция.
Циркулярная реакция (эмоциональное окружение) – нарастающее, обоюдонаправленное эмоциональное заражение.
В толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции и возбуждают толпу.
Слухоустойчивость среды требует:
· высокую оперативность и систематичность официальных сообщений;
· неизменно высокую достоверность сообщений;
· систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и по возможности опережающего реагирования на динамику интереса к сообщению (слуху);
|
|
· оптимальное эмоциональное насыщение жизни, распределение ролей и функций согласно индивидуальным способностям и наклонностям, исключая ситуации бессобытийности и неудовлетворенности личностным статусом.
Слухи как фактор стихийного поведения
Слухи – специфический вид информации, проявляющейся спонтанно в силу информационного вакуума или с целью оказания воздействия на сознание людей.
Слухи часто представляют собой выражение недовольства, разочарования, страха, беспокойства, саморекламы, потребности блеснуть осведомленностью.