double arrow

Феноменализм 717

нания, а лишь с совокупностью элементарных чувствен­ных компонентов (ощущений, «чувств. данных», сенси-билий и т. п.). Считая, что всё содержание познания мо­жет быть редуцировано к чувств. восприятиям, Ф. признаёт их единств. реальностью, доступной человеку. Существование материальных объектов приравнивается в Ф. к их наблюдаемости в опыте индивидуального субъ­екта (положение Беркли: «существовать значит быть воспринимаемым»), толкуется как продукт воображе­ния (Юм), совокупность актуальных и потенциальных ощущений (Дж. Милль) или «комплекс ощущений» (ма­хизм). Ф. присущ англо-амер. неореализму, отождест­вляющему материальные объекты с «чувств. данными» (причём последние признаются зависимыми от субъекта познания и вместе с тем существующими вне сознания индивида). В рамках логич. позитивизма была выдви­нута концепция т. н. лингвистического Ф., признаю­щая высказывания о материальных объектах эквива­лентными множеству высказываний о «чувственных данных».

Отвергая Ф. как доктрину, не соответствующую ре­зультатам и методам совр. науч. познания, диалектич. материализм исходит из того, что познание отражает существ. свойства и отношения объективной реально­сти. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани: сущность как предмет познания постигается че­рез явление. См. также Сущность и явление. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, теоре-тико-методологич. направление в совр. бурж. социоло­гии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гус­серля, Шелера, Мерло-Понти. Основоположник Ф. с.— Шюц, работы к-рого, получив распространение в 60—70-х гг. 20 в., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. Однако их новейшее развитие (струк­турная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологич. когнитив­ная социология А. Сикурела и др.) ведёт к пересмотру осн. принципов Ф. с.

Сторонники Ф. с., обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его человеч., духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что концепции социальных наук представляют собой обобщённое отра­жение реальных, объективно существующих социаль­ных процессов и явлений, и ставят на их место идеали­стически понимаемую интерсубъективность. В резуль­тате общество оказывается сведённым к представлениям об обществе и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов.

Для новейших вариантов Ф. с. характерно: отрица­ние объективного существования социальных структур, отождествление структур взаимодействия с представ­лениями о них взаимодействующих индивидов, отри­цание объективной научно постигаемой рационально­сти социального мира и подмена её самодовлеющей «со­держательной» рациональностью, отказ от объективного науч. исследования социальных феноменов во имя «по­нимания», «вживания», «сочувствующего» описания.

Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с 60-х гг. ста­ло перенесение интереса её гл. представителей (Сику-рел, П. Саднау, П. Мак-Хью, А. Блам и др.) в этноло­гию, психологию, лингвистику. Это закономерно, ибо социологич. исследования в рамках Ф. с. часто превра­щаются в психологические, социо- и психолингвистиче­ские, по мере того как изучение социальных детерми­нант деятельности подменяется изучением информац. процессов в ходе взаимодействия. Эти исследования дают определ. результаты в области проблем языковой социализации, семантич. дифференциации, экстралинг-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: