Современная система норм и стандартов

В Российской Федерации строительство и реконструкция объектов осуществляются по нормам, правилам и стандартам, которые утверждаются Госстроем РФ. Нормативная база должна обеспечить потребности не только стройкомплекса, но и всех отраслей промышленности, транспорта, энергетики, связи, сельского и городского хозяйства.

С 1 января 1995 года ведется обновление, совершенствование нормативов в соответствии со СНиП 10-01-94, принятым Госстроем РФ. В этом документе изложены организационные, методологические принципы, порядок разработки положений и требования к их содержанию, представлена общая структура системы нормативных документов в строительстве. Она формируется в соответствии с новыми рыночными потребностями, экономическими и организационными условиями строительства.

Система нормативных документов представляется как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых Госстроем России и другими компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции.

Новые документы системы в первую очередь должны обеспечивать:

§ соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

§ безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее создания и эксплуатации;

§ защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

§ надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

§ выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

§ взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства. При этом предполагается обеспечить необходимую гармонизацию и сопоставимость нормативных документов системы с международными стандартами, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

В новых условиях перехода к рыночной экономике необходимо было по- новому взглянуть на задачи системы и вновь разрабатываемых нормативных документов.

С одной стороны, требуется обеспечить защиту законных интересов общества и каждого гражданина в части безопасности жизни, здоровья, окружающей среды и т.д., что, как очевидно, ограничивает права и возможности участников инвестиционного процесса.

С другой стороны — предоставить более широкие права и реальную возможность развития самостоятельности и инициативы каждого работника, предприятия, территории в целом, чтобы создать условия для повышения эффективности их труда.

Одно из основных средств решения этих задач — переход к новым методическим принципам стандартизации и нормирования. В отличие от традиционно сложившегося описательного или предписывающего подхода к конструкциям, методам расчета, применяемым материалам, в новых нормативных документах должны в первую очередь приводиться эксплуатационные характеристики, основанные на требованиях потребителя. Эта идеология уже находит реальное воплощение в работе по строительному нормированию в некоторых странах и все в большей мере проявляется в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО), в частности, технического комитета 59 “Строительство зданий”.

СНиП 10-01-94 предлагает не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. При этом в качестве обязательных должны устанавливаться только те требования, которыми определяются задачи по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости.

Характеристики, уровень которых определяется возможностями и желанием потребителя, а также способы достижения поставленных целей, должны носить рекомендательный характер. Это объемно-планировочные решения, конструкции, технология, методы расчета и т.п.

В результате реализации такого подхода должно быть значительно сокращено число обязательных требований при увеличении доли норм рекомендательного характера.

Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежных юридических и физических лиц.

Нормативные документы подразделены на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации, а также на производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

Федеральные нормативные документы:

Строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП;

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства и введенные в России межгосударственные стандарты стран СНГ — ГОСТР и ГОСТ;

Своды правил по проектированию и строительству — СП;

Руководящие документы системы — РДС.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

Территориальные строительные нормы — ТСН.

Производственно-отраслевые нормативные документы:

Стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО.

Наряду с указанными нормативными документами системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Прежде всего, это стандарты на применяемую в строительстве продукцию различных отраслей промышленности — машиностроения, металлургии, химии и других;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора, разрабатываемые по правилам, установленным этими органами (санитарные, пожарные, правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и др.);

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, применяемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов. Нормативные документы Системы согласовываются их разработчиками с соответствующими органами Государственного надзора. Госстрой России дает заключения по документам органов надзора.

Строительные нормы и правила Российской Федерации принимаются Госстроем России и устанавливаются обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе производства строительной продукции.

Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства разрабатываются в соответствии с правилами Государственной системы стандартизации Госстандарта России. В соответствии с Законом “О стандартизации” в России имеется два органа, принимающих обязательные государственные стандарты: Госстандарт России, который является национальным органом по стандартизации, и Госстрой России, на который возложены конкретные функции по стандартизации в области строительства. Государственные стандарты в строительстве принимаются Госстроем России и устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

Своды правил по проектированию и строительству являются новым для России видом нормативного документа рекомендательного характера. Своды правил утверждаются разработчиком и одобряются (рекомендуются) Госстроем России для применения в качестве нормативных документов системы. В СП устанавливаются рекомендуемые положения о развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов системы, приводятся рекомендательные нормы по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным нормативными документами.

Территориальные строительные нормы впервые введены в России с принятием СНиП 10-01-94. ТСН принимаются (утверждаются) администрациями субъектов Федерации. В ТСН устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются. В ТСН могут приводиться и рекомендуемые положения. ТСН вступают в силу после их регистрации в Госстрое России.

Стандарты предприятий устанавливают дляприменения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. Эти стандарты утверждаются руководителями предприятий и объединений. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правилами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ).

Технические условия являются распространенным в России видом технического документа, который в соответствии с Законом “О стандартизации” является неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию. ТУ утверждает их разработчик по согласованию с заказчиком ТУ (потребителем) и органами надзора, а при необходимости и с другими заинтересованными организациями.

Структура системы определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различного вида, объединенных единством целей и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: